Какие методики используются в психологии для взрослых? Что такое сказкотерапия и как она работает? Стоит ли обращаться за консультацией к специалистам? Многие задают себе эти вопросы, и пока одни сомневаются, другие идут за советом. Давайте посмотрим, что из этого может получиться.
Как работает семейный психолог
Юля работает семейным психологом более 15 лет. За это время клиентов она повидала очень много, и её почти нельзя удивить.
Иногда делится интересными историями из практики, но никогда не называет настоящих имён людей. Сама она привыкла делить клиентов на несколько категорий:
- Те, кто хочет, чтобы им помогли
- Те, кто боится, что им помогут
- Те, кому она помочь не сможет
Последним она прямо так и говорит, озвучивая причину. И никогда не берет с таких клиентов денег, даже если занималась с ними полный сеанс. За это качество люди особенно её ценят и рекомендуют своим знакомым.
Однажды она рассказала про молодую девушку, которая пришла к ней на приём, дрожа от страха.
Настя и ее история
Юля сразу поняла, что подобного опыта у Насти (имя изменено) не было, и поэтому, предложив сесть в удобное кресло, спросила, что девушка предпочитает: чай, кофе, сок или воду.
Настя смутилась и сначала отказалась, но потом всё же попросила воды. Юля же принесла и воду, и сок. А еще поставила на стол тарелку с зефиром в шоколаде. Да, такой вот нетипичный подход, который многим людям помогает расслабиться и почувствовать себя более уверенно.
— Вы знаете, я очень устала, — призналась Настя. — Мне через месяц исполнится двадцать лет, но я ничего не хочу.
— Когда у вас впервые появилось это чувство?
— Несколько месяцев назад. А до этого было другое. Словно я всем что-то должна. Даже если я просто хочу завить волосы и понимаю, что на это нужно время, мне становится стыдно.
— Почему?
— Потому, что я могу использовать это время на уборку дома или что-то ещё.
Юля внимательно оглядела Настю. Волосы её были темно-каштановые, волнистые и длинные, но убраны в простой хвост под дешевую резинку. Одежда была чистая и простая, но словно с чужого плеча. Сидела девушка ссутулившись и часто опускала глаза.
— А как давно вы жили в состоянии “Я должна”?
— С 14 лет. С того периода, как умерла мама. У нее был рак. Сейчас я живу с папой и старшим братом.
— То есть они заставляют вас делать все по дому?
— Нет! — Настя вскинула голову, и Юля впервые увидела, что взгляд её ожил.
— Простите, я не хотела кричать.
— Все в порядке. Рассказывайте.
Оказалось, что семья у Насти была очень дружная. После смерти мамы она пыталась помочь папе и брату пережить это. Пыталась по-своему, по-детски.
Прибегала из школы, сразу бралась за уборку и стряпню. Хотела, чтобы папа и брат возвращались домой не в опустевший дом, а в чистый и уютный, где пахнет свежей едой.
Учёбу она запустила, потому что дом был в приоритете. По её словам, папа часто ругал её за это — ведь в школе теперь были только тройки вместо привычных 4 и 5.
Папа говорил, что она должна учиться, а готовить будет он сам. Или брат. Но Настя не могла представить, как они уходят рано утром и возвращаются в пять вечера домой, и должны еще и готовить.
Насте было страшно, что с уходом мамы поменяется совершенно всё, и изо всех сил пыталась удержать хоть что-то.
Папа краснел на школьных собраниях, пытался помогать Насте в учёбе, но девочке было интереснее изучать и пробовать мамины рецепты, а не формулы и интегралы.
Гуманитарные науки по-прежнему оставались у Насти любимыми, и только они по-прежнему приносили высокие оценки.
Однажды, когда они перебирали мамины вещи, Настя видела, как папа и брат грустно смотрели на платья и переглядывались.
— Может, кому-то отдадим? — задумчиво произнес папа. Брат пожал плечами.
— Не надо! Я буду носить! — воскликнула Настя.
Мужчины не стали спорить.
Настя не могла представить мамин шкаф без маминой одежды. И начала носить её.
В тот день, когда Настя пришла к Юле, на ней было зелёное бархатное платье и красная кофта крупной вязки. На ногах были черные туфли на каблуке.
— Настя, а вы учитесь сейчас?
Девушка покачала головой.
Дело в том, в их маленьком городе не было университета, и для учёбы Настя должна была уехать в соседний мегаполис. Но она не смогла решиться.
Папа Насти
В первые несколько месяцев после смерти мамы её папа часто пил. Приходил с работы пьяным и ложился спать.
Но тяжелее всего было, когда он садился в комнате на диван, плакал, глядя на мамино фото, и спрашивал в никуда, как ему теперь жить.
С мамой у них была любовь с самого детства, и он ухаживал за ней до последней минуты. Ночевал в больнице. И теперь переживал, как мог. Несколько раз в таком состоянии у него прихватывало сердце.
Настя не помнила, сколько бессонных ночей она провела с книгой и валокордином наготове, прислушиваясь к папиному дыханию, а потом шла готовить завтрак.
Брат в такие вечера ей не помогал. Обижался на отца, уходил, хлопая дверью.
И Настя оставалась одна с валокордином, не сделанными уроками и остывшим ужином. Такое повторялось раза три в месяц.
— Примерно через 4 месяца папа взял себя в руки и перестал пить. Но я уже не могла оставить привычку переживать и волноваться. Убиралась в доме, готовила, всегда думала, что-то не так сделано или не успела. Поэтому решила, что после школы я не могу уехать. Нашла подработку.
— А что говорят ваши домочадцы?
— Папа расстроен, он хочет, чтобы я училась. Брат злится за меня. Бабушка, мамина мама, очень переживает. Она живет в другом городе и часто приезжает к нам. Но я не могу ничего с собой сделать. Я должна сама всё делать и без меня всё развалится. Но я так устала… Наверное, папа прав, что записал меня к вам. Сначала я не хотела идти. Понимаете, надо погладить бельё и ещё там кое-что. Но потом я вдруг поняла, что я должна пойти.
Как любимая сказка повлияла на Настю
Юля задала Насте ещё несколько вопросов о её детстве, любимых книгах, фильмах. Настя сказала, что с самого детства её самой любимой сказкой была “Русалочка” Андерсена.
— Только настоящая, красивая и грустная, без этих ужасных сокращений, — добавила девушка, и Юля поняла, что помочь Насте будет легче, чем она сначала подумала.
Полюбив красивую сказку и оказавшись в трудной ситуации, Настя примерила на себя образ сказочной героини и жила в нём, не сознавая этого.
Помните, как у Андерсена Русалочка полюбила прекрасного принца и позволила морской ведьме отрезать её язык. Взамен она получила ноги вместо хвоста и возможность жить на суше.
Ходить, бегать и танцевать, несмотря на то, что каждый шаг приносил ей страшную боль, и ступни ног, обутые в удобные туфли, постоянно кровоточили.
Принц её встретил, поселил во дворце, ему нравилось присутствие доброй, молчаливой девушки. Но полюбил он другую принцессу и женился на ней.
— Почему именно эта сказка?
— Потому что Русалочка на самом деле любила.
— Да. Но это была жертвенная любовь.
— Разве любить кого-то не значит отдать себя целиком?
— Да, конечно. Но забывать о себе тоже нельзя. Как думаете, мог быть у сказки другой финал?
— Мне всегда этого хотелось, — призналась Настя.
— Давайте подумаем, что было не так? Что можно было изменить?
Как использовать сказкотерапию для решения проблемы
Взяв за основу любимую сказку Насти, Юля дала девушке домашнее задание: подумать, как бы иначе она сама написала эту сказку.
Встретиться они должны были через неделю.
Но к новой встречи у Насти не было ответа. Было только чувство вины, что она не успела, и новый сеанс зря оплачен папой. Но Юля с улыбкой предложила зефир и спросила:
— Как вы думаете, морской царь грустил по дочери?
— Думаю, да. И её сестры тоже.
— Потому, что она далеко?
— Нет, наверное. То есть она была совсем недалеко. Но не могла прийти к ним, и они не могли прийти к ней.
— Почему?
Юля задумалась. И лишь через несколько минут ответила:
— Потому, что никто не знал, КАК это сделать… Семья русалочки не могла выйти на сушу и пойти во дворец. А она не могла вновь жить под водой.
— Юля, вы говорили, папа и брат не понимали, почему вам нет дела до учёбы и почему вы жертвуете ей ради домашних дел.
— Да.
— А вы не думали, что сами создали такой вот новый, недоступный для вашей семьи мир, и ушли в него? Как Русалочка.
Настя была в шоке и снова, помолчав пару минут, ответила:
— А ведь так и было. Я старалась держать всё в доме таким, как было прежде.
— Но ведь прошлое не вернуть, — мягко сказала Юля. — Давайте попробуем посмотреть, как может быть по-новому.
— Страшно, — призналась Настя. — Если я буду думать о новом, то совсем потеряю то, что было при маме.
— Наоборот. Скажите, вам хотелось попробовать сделать что-то иначе, чем мама? Подумайте.
Но Настя ответила сразу:
— Да. Например, новые рецепты. Но потом я вспоминаю, что мама готовила по своему рецепту, и я словно её предам, если буду пробовать что-то новое.
— Ну почему? Подумайте, мама бы гордилась, что вы чему-то научились сами. Готовить свои блюда. Может быть, перестановка? Или комнатные растения?
Юля улыбнулась и словно повеселела.
— А ведь в подводном дворце у Русалочки тоже была клумба. Круглая, как солнце, потому что принцесса мечтала о верхнем мире. Вот только её не понимали сестры.
— А о чём мечтаете вы? Вас тоже не понимают дома?
— Ну не понимают, что я учёбу забросила. Но на самом деле я очень хочу учиться. Я вдруг это поняла. Что хочу и давно.
— А кем бы вы хотели стать?
— Дизайнером.
— Одежды?
— Нет, дизайнером интерьера.
— А что вам мешает?
— Страх уехать учиться. Страшно, что папа будет один.
— Вы думаете, что станете успешны в этой профессии?
— Думаю, что да.
— Папа будет гордиться вами?
— Да.
— Но боясь поступить в институт, вы лишаете его этой гордости за вас.
— Я об этом не думала, — призналась Настя.
Юля же видела, насколько её “русалочка” боится выйти из созданной ей самой зоны комфорта.
Изо всех сил пытаясь удержать прошлое, Настя загнала себя в придуманный ей самой мир и, подобно героине Андерсена, не видела из него выхода.
Но посмотрев на это глазами отца, пусть даже в отношении учёбы, Настя начала понимать, что настоящий мир больше.
Сказочные изменения
На следующий сеанс Настя пришла сияющая. В новом платье, в новых туфельках и с толстой тетрадкой.
Сказала Юле, что папа одобрил её решение пойти учиться, и она уже начала готовиться к вступительным экзаменам. Правда, поступать она решила на заочное отделение, но папа всё равно обрадовался.
По такому случаю они сходили в магазин, а потом пили лимонад и ели пирожные в кафе. Оказывается, папа Насти давно хотел, чтобы дочь одевалась соответственно её возрасту, а не маминому.
— А что же с маминой одеждой?
— Я постирала её, погладила, аккуратно упаковала и убрала в шкаф. Я поняла, что мне не обязательно её носить, чтобы помнить о маме.
Потом Настя показала тетрадку. Там были записаны рецепты. На одной страничке “Мамин” рецепт блюда, на другой “Настин”.
Девушка вошла во вкус и начала пробовать готовить что-то новое. Нашла время на парикмахерскую, пока сушилось бельё после стирки, и подровняла волосы.
— У мамы они были длинные?
— Нет у нее была короткая стрижка и всегда аккуратная укладка. Мама и папа всегда хотели чтобы и я коротко стриглась. Но я люблю длинные волосы!
— Русалочка, — улыбнулась Юля.
В ответ Настя попросила её открыть тетрадку с середины. Там было её домашнее задание, которое, наконец, было сделано.
Переписанная сказка
Начало было таким же, как в оригинале. Но настина героиня, оказавшись возле принца, начала искать способ сказать, что именно она спасла его из моря во время шторма.
Она обратилась к придворному учителю и жестами показала, что хочет обучиться письму и чтению. Учитель знал, что эта девушка — друг принца — и не отказал ей.
Русалочка была прилежной ученицей, и, когда во дворце зашла речь о невесте из другого королевства, девушка отдала принцу длинное письмо. Он прочитал и узнал её историю.
Что она дочь морского царя, что спасла его и отдала свой язык ведьме, чтобы быть рядом с любимым. Принц был очень тронут и покорен её смелостью и искренностью.
Он узнал в ней свою спасительницу и объявил во дворце, что ему не нужна иностранка, а женится он на дочери подводного царя, и это будет очень выгодно для обоих миров, таких разных, но объединенных удивительной Русалочкой.
В конце Настиной сказки ведьма вернула ей способность говорить и подарила новобрачным возможность гостить в обоих мирах.
Переписав историю, Настя изменила судьбу Русалочки и открыла для себя дверь в новый мир.
Волшебные результаты
Взяв за основу любимую сказку Насти, Юля смогла помочь девушке:
- Снять чувство тревожности за отца. Страх, что дом уже не будет, как прежде.
- Помогла обрести Насте уверенность в себе и отце с братом. Что они могут сами жить, и она может спокойно учиться и в любое время приезжать домой.
- Помогла осознать, что она и мама — это не одно целое. И наконец, помогла Насте отпустить маму, чтобы начать жить своей жизнью…
Встреча с другой Настей
Примерно два месяца назад мы с Юлей были в театре.
Во время антракта мы гуляли на балконе, и я обратила внимание на красивую молодую женщину. Она была в элегантном белом платье, черном жакете, с распущенными длинными волосами и настолько сияющей улыбкой, что не только я обратила на нее внимание.
Спутник её был под стать ей и аккуратно придерживал её под руку. Позади них чинно вышагивал статный старик с тростью, пожилой дамой и парой жизнерадостных детишек.
Они прогуливались нам навстречу, и я вдруг увидела, как изменилось лицо молодой женщины, когда она увидела Юлю и бросилась к ней обниматься.
Это была та самая Настя. С мужем, детьми, папой и его второй женой. Современная Русалочка нашла свое счастье.
Вот такая история. Так помогает сказкотерапия не только детям, но и взрослым справиться со страхами, тревожностью, обрести уверенность в себе и осознать простую истину… Впрочем, у каждого взрослого она своя, не правда ли?
Следующая наша история — про укрощение строптивой, или про то, как можно разрешить давний конфликт между детьми и их родителями.
Очень трогательная история. Особенно понравилось, что в виде рассказа. И методика понятна, с которой работали, и читается, воспринимается очень легко. Рада, что у героини все сложилось счастливо в жизни!
Наталия, спасибо за добрые слова! Нам очень важно знать, что думают о наших статьях читатели.