Переславль-Залесский. Святыня Феодоровского женского монастыря

Переславль-Залесский. Святыня Феодоровского женского монастыря

Какими мудрыми воинами были князья и цари в 15-16 веках истории нашего государства!

Переславль-Залесский, в те времена первая и главная опора московскому княжеству, находился на севере от Москвы по дороге к городу Ярославлю. И до сих пор трасса эта – главная улица столицы древнейшего княжества. Расположен город в своеобразной чаше, и на въезде в него с обеих сторон был заложен монастырь-крепость! Первый из них —  Феодоровский женский монастырь. Туда мы направились на следующий день по приезду, когда составили примерный план своего знакомства со святыми местами и примечательностями города.

В предыдущей статье мы начали свое путешествие по Переславлю-Залесскому.

Служба почти закончилась, когда мы с приятельницей вошли в церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Переславль-Залесский. Святыня Феодоровского женского монастыря
Фото Нины Неугодовой
Переславль-Залесский. Святыня Феодоровского женского монастыря
Введенская церковь. Фото Нины Неугодовой

Сразу обратили внимание на небольшую группу прихожан, а может таких же паломников, как мы, которые стояли в очереди к иконе. Мы еще не знали, какой, но убранство ее было столь прекрасно, что невольно задерживало взгляд. 

В церковной лавке, где я приобрела книгу по истории монастыря, на мой вопрос, что за икона, почему у нее такое чудное убранство, ответили, что это монастырская святыня. Но прежде чем рассказать об этой иконе, хочу заметить, что, пожалуй, самый почитаемый образ русской православной церкви – это иконописный образ Богородицы.

Как много художников-иконописцев посвятили ей свои труды! И сколько их со своими ласкающими слух названиями!

Вы только послушайте, попробуйте их произнести; «Неупиваемая чаша», «Всех скорбящих радость», «Блаженное чрево», «Избавительница», «Умягчение злых сердец», «Ключ разумения», «Утоли моя печали», «Неувядаемый цвет»…

Не могу остановиться, столько в них поэзии, щемящей печали… И у каждой своя удивительная история. У святыни Феодоровского монастыря редкое название – Андрониковская. Мало кто о ней что знает. Не Казанская, не Владимирская и не Смоленская все-таки. И вот что мне о ней рассказали.

В храме она появилась совсем недавно, уже в годы перестройки. Принесла её местная жительница. Это была литографическая копия украденного из Санкт-Петербурга списка иконы.

Забегая вперед, скажу, что оригинал иконы не сохранился, а может просто не найден, с нее в разное время были сделаны многочисленные списки, то есть копии.

Икону повесили в правом притворе, и она там находилась до поры до времени, пока единожды не заметили, что она начала благоухать. И её перенесли в более видное для прихожан место. А некоторое время спустя другая прихожанка принесла большой красивый киот, в который она вошла как в родной.  И икона вдруг замироточила!

К ней стали с просьбами чаще подходить люди и заметили, что она помогает избавиться от недугов, родить детей (вспомнилось еще одно прекрасное название иконы Божией матери — Помощница в родах ). Особенно часто она исцеляла женщин от бесплодия.

Слух о чуде исцеления быстро разошелся по городам и весям России, и потекли сюда, в Федоровский монастырь, ручейки из жаждущих рождения детей женщин. После этого икона приобрела вид, который сразу привлек наше внимание.

Очень хотелось сделать фотографию, но без благословения на это батюшки фотографировать нельзя. А пока мы вели разговоры об иконе в лавке, батюшка удалился.

Переславль-Залесский. Святыня Феодоровского женского монастыря
Андрониковская икона на фоне Введенской церкви

Вот такая литография находится в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. История её появления в монастыре коротенькая, а вот с момента написания история её путешествия из Византии в Россию была гораздо длиннее.

Творение евангелиста Луки

Итак. Святой апостол и евангелист Лука был врачом и искусным художником. Он первый красками на доске написал образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. Потом он написал еще несколько икон разных видов и принес на благословение Самой Богородице.

Увидев свое изображение, она воскликнула: «Отныне ублажат Мя вси рОди». Об этом факте Лука упоминает в своем Евангелии (Лк.1, 48).

Из Иерусалима в Константинополь

По преданию, им же была написана Андрониковская икона размером 33Х24 см. Совсем небольшая.  После распятия Иисуса Христа в Иерусалиме с благоговением хранились величайшие реликвии, связанные с этим планетарным событием.

Императрица Елена из Иерусалима переслала своему сыну Императору Константину в Константинополь много реликвий и, опять же по преданию, среди них могла быть будущая Андрониковская икона.

Так икона стала семейной реликвией византийских императоров, которые  именовали себя с ХV века императорами греков. Отсюда и первое именование иконы – Греческая.

Из Константинополя в Монемвасию

Второе название – Андрониковская — произошло от имени Андроника III, одного из последних константинопольских императоров, владевшего чудотворным образом.

Византия между тем слабла под напором османских завоевателей, и Андроник, желая сохранить семейную реликвию, передал Греческую икону Божией Матери в обитель города Монемвасия (Пелопонесский полуостров). 1347 год – дата первого упоминания о Греческой Андрониковской иконе.

Более 500 лет она пребывала в Монемвасии. Отсюда третье название иконы – Монемвасийская.

Из Монемвасии в Патрас

В 1821 году разъяренные турки предали огню и мечу Монемвасийскую обитель. Были до основания разрушены все храмы.

Настоятелю Монемвийской обители епископу Агапию чудом удалось сохранить только Греческую Андрониковскую икону, которую он передал на хранение своему родственнику, Российскому Генеральному консулу И.Н. Власопуло в город Патрас.

Двойное путешествие из Патраса в Россию

Иван Николаевич Влассопуло после этого в течение нескольких лет вместе с иконою находился в Петербурге. Он облачил святыню в царские украшения: пожертвовал для неё серебряную, вызолоченную ризу с венцом наподобие царской короны, унизанной бриллиантами, жемчугом и другими камнями. Посмотрите на икону. Это то, что мы называем окладом.

После недолгого пребывания в Петербурге Иван Николаевич вернулся в Морею и находился там до своей смерти в 1838 году. Смерть не дала ему осуществить свою мечту – подарить икону царю Николаю Павловичу. 

Через год волю отца исполнил его сын Александр. Он послал икону с письмом в Одессу архиепископу Гавриилу, который и препроводил святыню в царскую семью. С тех пор она стала любимой святыней русского народа.

Вначале она хранилась в Большом соборе Зимнего дворца, потом с почти детективными перипетиями стала достоянием Троицкого собора, в котором находилась девять лет.

А вот дальнейшую постыдную историю, связанную с судебными разбирательствами, с претензиями на нее как на собственность, даже не хочется рассказывать.

В итоге 1 мая 1885 года она оказалась в Казанском женском монастыре в Вышнем Волочке. А 1 мая 1897 года стараниями отца Иоанна Кронштадского состоялась закладка каменного трехпрестольного храма.

Главный престол был посвящен Андрониковской иконе Божией Матери, и храм стал именоваться Андрониковским.

Переславль-Залесский. Святыня Феодоровского женского монастыря
Андрониковский храм

В 1984 году икона была украдена из Богоявленского собора Вышнего Волочка, и нынешнее её местонахождение неизвестно.

Сохранилась лишь литографическая копия  списка, которая находится  во Введенской церкви Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском  и считается чудотворной.

В день посещения нами монастыря инокини отмечали Сретение иконы Владимирской Божией Матери. Трапезная в это день принимала всех посетителей монастыря.

Мы же в это время слушали увлекательный рассказ об иконе Андрониковской Божией Матери и в трапезную не попали, о чём искренне погоревала продавец в церковной лавке, добровольно и бескорыстно помогающая монастырю жительница города.  

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 4.25 из 5 )
Нина Неугодова/ автор статьи

Журналист, корреспондент, редактор газеты с десятилетним стажем, учитель русского языка и литературы высшей категории.
Любимые темы: туризм, путешествия, отдых, паломничество по святым местам, история городов России, политика.
Вопросы и предложения о сотрудничестве направляйте по адресу:
nina_neugodova@mail.ru или в профиль ВКонтакте: https://vk.com/id104860578

Понравилась статья? Поделиться с друзьями
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Есть что добавить или нашли ошибку? Пожалуйста, напишите об этом в комментарияхx
()
x
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта.
Понятно