За спиной остался Феодоровский монастырь. Дело к обеду, времени достаточно, и мы решили сходить в мужской Свято-Троицкий Данилов монастырь.
Неторопливо спускаемся по обочине трассы, идущей из Москвы в Ярославль через город, и любуемся окрестностями. Вот-вот будет поворот направо, и тропинка — вновь вверх — приведет к цели.
Но поворота все нет и нет. Уже устали, уже почти спустились с длинного увала… Наконец и поворот. По пыльной дороге и узкой кривой улочке выходим к монастырю.
Тихо, только птицы поют. Ни людей, ни машин. По длинной, уютно, но не слишком ухоженной аллее приближаемся к строениям.
И нас охватывает состояние удивительного покоя, который, как омофор, покрывает всю территорию монастыря.
Несколько мощных строений будто наблюдают за нами. Помните, я писала о том, что после посещения древних храмов возникает ощущение ничтожности своего существования.
Своей величавостью, массивностью стен, внутренней мрачностью они давят и зовут к послушанию и смирению.
В стенах церквей Данилова монастыря это ощущение усиливается.
Я не сразу поняла, почему так происходит. Если сравнить монастырь с теми, где мы уже побывали, то чисто внешне он проигрывает по всем статьям.
Мало реставрационных работ как внутри, так и снаружи зданий, нет свежих ярких красок.
Территория в некотором запустении и понятно почему. В монастыре живут пять монахов, один из которых – игумен. Территория очень большая, а рабочих рук мало. По этой причине нет подсобного хозяйства и, как следствие, — трапезной.
На мой вопрос, как питаются монахи, в церковной лавке ответили: «Подаянием».
Но монастырь тем не менее берет другим: умиротворением, покоем, величием и интересной историей своего становления.
Основал Свято-Троицкий монастырь в самом начале ХVI века, в 1508 году, монах, настоятель Горицкого монастыря Даниил.
В то далекое время здесь, на макушке увала, было место захоронения — в народе его прозывали «божедомьем» или «скудельницей» — бездомников, странников, чаще всего умерших в пути. Покоились они в братских могилах без отпевания.
Именно это место Даниил выбрал для основания нового монастыря. И после строительства первого, деревянного, храма раз в году на литургии он отпевал всех безымянных.
Как говорит легенда жития святого Даниила, и после основания монастыря, будучи его игуменом, он собирал по дорогам умерших и хоронил здесь. Зимой, когда их набиралось много, они лежали штабелями в ожидании предания их земле.
Вот это место.
Надгробные камни стоят на месте захоронения.
Во все времена находились варвары и разбойники, которые их беспорядочно передвигали по территории монастыря. По этой причине нельзя установить, точно ли они лежат над могилами.
Но этот факт мне не показался значительным. Одна мысль, что этим камням полтысячи лет и они свидетели жизни святого Даниила, повергала в трепет. Мне точно не хотелось отсюда уходить.
Вообще вся атмосфера этого монастыря прямо окунала в российское средневековье.
Страницы жития святого Даниила, особенно о его отроческих годах, многое объясняют. Отроком он был необычайно послушным, как бы сказала моя глубоко верующая деревенская бабушка, смирёным.
Ничего это слово не напоминает? Смирение!!! От библейского — послушание и смирение.
Да и телосложением он был хрупким, тонким в кости. С раннего детства его тянуло к духовникам, к странникам. Он рано начал ходить в церковь. Нрава был тихого и кроткого, не просто сострадал нуждающимся, сирым и убогим, но всячески старался каждому оказать требуемую услугу.
Поэтому совсем не случайно, что князь Василий III, отец будущего государя Ивана Грозного, взял младенцу в крестные отцы настоятеля монастыря Даниила. В честь рождения наследника был воздвигнут каменный Троицкий собор.
Обратите внимание на крупные детали. Красиво! Кропотливая работа. Воображение рисовало картины строительства этого храма. Невольно сравнивала архитектуру того времени с безликими стеклянными коробками сегодняшнего дня.
Большое впечатление произвело на меня здание бывшей трапезной палаты с церковью Похвалы Божией Матери.
Здание украшено богатыми наличниками, причем они разнятся друг от друга на первом и втором этажах.
Несколько входов обрамлены арками с висячими «гирьками», под кровлей – декоративные «раковины», стены разделены колоннами с резными капителями.
Внутренняя планировка здания тоже непростая. Трапезная палата собора – самая большая в Переславле-Залессом.
Там же находились настоятельские покои и другие хозяйственные помещения. За долгие годы планировка второго этажа не единожды менялась.
Данилову монастырю за многовековое жительство крупно не повезло дважды. В смутное время он был сожжен и разграблен, сохранились только каменные сооружения, построенные еще при настоятеле Данииле.
В годы советской власти (монастырь закрыли в 1923 году) он был разграблен и пришел в большое запустение. Все колокола были сняты и отправлены на переплавку.
Некоторое время Свято-Троицкий Данилов монастырь находился в ведении краеведческого музея и даже частично реставрирован, а возвращен епархии в 1995 году.