Итак, Горицкий монастырь Переславля-Залесского.
Название монастыря происходит от слова «горица». Так называют переславцы гору, на которой и выстроен монастырь.
Заходим на территорию, неуверенно оглядываемся по сторонам. С чего начать?
Справа от нас невзрачная от облупившейся краски маленькая будочка с таким же маленьким оконцем. Из глубины доносится призывный голос. Подходим.
Выясняем, что тут как в сказке: направо пойдёшь — в музей-заповедник попадёшь, налево — в храм Николая Угодника. Раздумывали недолго. В храм! Правда вокруг чувствовалось некоторое запустение, вход в храм был, мягко говоря, странным: по довольно крутой лестнице высоко вверх.
Поприветствовала нас низким мягким голосом дородная женщина немолодых лет в чёрном одеянии. Но по тому, как повязан плат, видно: не монашка.
А в душе смятение: туда ли мы попали? Уж больно не похоже на то, что видели раньше в других монастырях. Робко входим в храм. Боже! Неожиданно нашему взору предстало такое сияющее благолепие! Вздох восхищения, благоговения, и мы непроизвольно низко склоняем головы.
С позволения матушки Зинаиды (так она назвалась чуть позже) делаем два фотоснимка: иконостаса и часов, подаренных Иваном Грозным. И немножко про часы.
По рассказу матушки Зинаиды, их подарил монастырю Иван Грозный в 1497 году. И они, якобы, идут! Без механического завода и без батареек!
Сравнили со своими, которые в телефоне. Точно! Было 12 часов 10 минут пополудни. Матушка нас не ждала, влезть туда без лестницы, чтобы подвести «мертвые» стрелки, невозможно. Оставалось поверить, но сомнение в душе умять не удавалось: уж больно много времени самим часам — более 500 лет!
Огляделись. Все сверкает новизной: иконы, церковная утварь, убранство, мебель. А стены неровные и без привычных глазу росписей, просто чисто беленые.
В храме никого, кроме нас и матушки. Разговорились, и вот что она нам поведала. Далее почти дословно привожу её рассказ.
Четыре года назад маленький храм Николы Угодника был передан в ведение монастыря. Вопрос о передаче Горицкого монастыря епархии решен давно, но дела идут медленно.
Хозяином всей территории монастыря все ещё числится музей. Храм был в полном запустении. Грязный, набитый распотрошенными чучелами.
Настоятелем прислали матушку Ефросинью. Когда она вошла в храм, от увиденного упала на колени. В отчаянии обратилась к Богу: «Господи, ну что же мне делать, с чего начинать?! Ничего же нет. Ни икон, ни святынь. Подскажи, Господи!»
И услышала она Голос, который ей прямо в ухо тихо так говорит: «Подготовь небольшую по объёму, но ёмкую по содержанию требу. С неё всё и начнётся».
И Матушка Ефросинья на небольшом листочке бумаги эту требу изготовила, расположила изображение Николая Угодника — храм-то его имя носит! — с тремя небольшими молитвами о помощи в человеческих нуждах: при материальном затруднении, размене или покупке квартиры, о путешествующих, о здравии…
Изображений Святого, Николая Угодника-то есть, много, Матушка же взяла самое древнее, IV века.
Старинные источники говорят, что это наиболее близкий к реальному лик Святого.
Так и пошло. Вот был такой случай, при мне уже. Сама-то я просто помогаю монастырю, а живу в городе.
Заходит в храм мужчина средних лет. Осмотрелся, помолился и поворачивается к выходу. Я и спрашиваю у него: «Что же вы, Батюшка, и свечку не поставите в храме?»
Вижу, неудобно ему стало. Говорит, с деньгами у него плохо. Рассказал свою непростую историю, что едет разрешить свои финансовые проблемы, но очень не уверен, что все закончится хорошо.
И я предложила ему матушкину требу. «Читайте, — говорю, — молитву, и все сбудется».
У нас уже внесено в список приобретших требу двадцать с лишним имён, и каждое утро мы в храме читаем молитвы с упоминанием этих имён. И во время служб тоже читаем.
Взял он требу, и мы расстались. Прошло немного времени, и этот мужчина вновь появился в храме. Радостный.
Вернул, говорит, совсем было потерянные деньги. И в благодарность положил передо мной пятитысячную купюру.
Зинаида Сергеевна обладает притягательной силой. От её рассказа трудно оторваться. Выговор её — окающий, с четким произнесением буквы «е» в безударном положении, сильным редуцированием предударных гласных — для меня, сибирячки, где говорят в основном на литературном языке, был непривычным, но очень приятным.
Да и интонационно он более напоминал речь южан центральной России. По-моему, мы понравились друг другу. Она приглашала нас и наших знакомых в Переславль, мы обменялись телефонами, взяли её почтовый адрес.
К слову, у неё свой большой дом, и она готова принять любого, кто хочет приложиться к святыням Горицкого монастыря. Однако продолжу рассказ матушки Зинаиды.
А вот здесь наши святыни. Матушка Зинаида подводит нас к иконам Спиридона Тримифунтского и Николая Чудотворца.
На маленьком столике под ними стояли позолоченные шкатулочки с тапочком Святого Спиридона и кусочком дерева от колесницы Николая Угодника (шкатулочки Матушка Зинаида называла умилительным словом «ковчежки»).
Спиридон же, продолжает свой рассказ Зинаида, пас скотину до того момента, пока не возвели его в сан епископа. И по сию пору он ходит по земле. И тапочки постоянно снашивает.
И вот Матушка Ефросинья, когда у неё вот храм-то был пустым, она поехала на остров Корфу, туда, где родился Спиридон.
И там два дня и две ночи, без еды и питья просидела в храме и проплакала. И просила у Господа, чтобы ей дали хоть одну святыньку во вновь открывающийся храм. Ведь с чего-то надо было начинать.
Просит со слезами, а никто по-русски не понимает.
Всполошились вокруг, нашли переводчицу, русскую девушку. Она спрашивает: «О чём вы плачете, Матушка?»
Матушка Ефросинья рассказывает о голых стенах храма, говорит, что хочет привезти икону Спиридона Тримифунтского.
В этот момент в храм вошёл епископ и, когда узнал о просьбе русской монашки, приказал отдать ей, кроме иконы, и тапочек. Так и оказался он в нашем храме.
А вот здесь ещё одна святынька — кусочек с колесницы, на которой Илия Пророк при жизни Николая Чудотворца увёз его на небо.
Вот такая у нас Матушка. Сейчас ей 81-ый, а десять лет она жила в Москве и была летчиком-испытателем.
Далее Матушка Зинаида подробно расписала воздушные подвиги Ефросиньи.
Мне показалось история игуменьи монастыря неправдоподобной. Уже дома посмотрела в интернете. Так и есть. В миру она была огранщицей бриллиантов.
Но её родословная весьма необычна. По материнской линии её бабушка и дедушка дожили до 33-лет и умерли в один день. Зато дед по отцовской линии прожил 120 лет!!!
Думаю, надо простить Зинаиде «лётные подвиги» игуменьи Ефросиньи. Видно, очень любит она свою настоятельницу, вот и решила таким образом приукрасить её образ.
Мы тепло простились с Зинаидой Сергеевной и прошлись вдоль монастырских стен внутри, а потом снаружи.
С горицы открывался прекрасный вид на город. Купола храмов виднелись тут и там. Жаль, что все они были далеко от нас, и фотоаппарат не смог передать то, что видел наш глаз.
Горицкий монастырь на карте города обозначен как музей-заповедник. Нам показалось, что это даст бОльшие знания, чем просто монастырь.
Но музей-заповедник произвел на нас удручающее впечатление. Мы видели, что монастыри женский Феодоровский и мужской Никитский, где мы уже побывали, трудно, медленно, но восстанавливаются, облагораживаются, благоустраиваются.
Там входит в русло монашеская жизнь, в монастырских действующих храмах (есть еще и недействующие) регулярно проходят службы.
Но в Горицком монастыре есть то, что отличает его от других, является его особенной достопримечательностью. Прямо на входе установлен памятник Юрию Долгорукому, который и заложил город Переславль-Залесский.