Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты

Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты

Вы отправляете вашего ребенка в первый класс? Вот-вот прозвенит первый звонок, и будущий школьник повесит за плечи ранец с тетрадками и с самым серьезным видом отправится покорять вершины современного образования. Чтобы процесс этот оказался по силам вашему дошкольнику, важно оценить его готовность и принять решение о том, что делать дальше. Для этого можно самостоятельно использовать несколько простых тестов.

Меня зовут Марина Гусева, я мама и учитель первой категории с большим стажем. В этой серии заметок я поделюсь с вами накопленными знаниями и опытом.

Итак, что же подразумевает готовность ребёнка к школе?

Для начала нужно определить психофизиологическую готовность малыша. Проще говоря, «дорос» ли он до школы.

Психофизиологическая готовность

Например,

  • Пусть ребёнок подёргает себя правой ручкой за левое ушко, проведя руку над головой. Не получается – значит, недостаточная длина рук показывает функциональную незрелость организма.
  • Второй простой тест – на координацию движений. Правой ручкой погладить свой животик, а левой – голову. И наоборот.
    Получилось – всё супер, хватит усидчивости для уроков и для обучения письму. Значит, есть способность самоконтроля. Если нет – будут проблемы с дисциплиной и вниманием, потому что налицо отсутствие готовности к обучению в школе, ещё рано садиться за парту.

Хорошо, если вы заметили, что малыш сам хочет чему-то научиться, узнать что-то новое, когда раньше его интересовала только игра. Это означает, что появилась потребность в интеллектуальном развитии и полная готовность к обучению в школе. Такая тяга проявляется у всех по-разному. У кого-то после пяти лет, у кого-то только после семи.

И такому ребёнку в школе труднее всего, если его отправили учиться раньше его физиологического созревания.

Хорошо, если к шести с половиной годам у малыша есть твёрдое умение соблюдать режим дня и правила дисциплины – как в садике, так и дома. Эти навыки легче формируются и закрепляются в детском саду, при условии, что буквально с пелёнок этому учат родители.

Есть хорошая русская пословица:

Учи, пока поперек лавки укладывается,

а во всю вытянется — не научишь.

В этой простой фразе заключена вся народная мудрость педагогики. Мы, учителя, как никто другой, ясно видим все погрешности в воспитании детей, потому что в школе это сразу проявляется. Возможно, я ещё как-нибудь вернусь к разговору о важности ясельного периода при формировании характера, привычек и общей воспитанности ребёнка.

Что знает, что умеет?

Кроме созревания физиологических функций, следует проверить багаж знаний и умений, накопленный малышом за 6-7 лет жизни. Разумеется, это сугубо индивидуальные показатели, зависящие от родителей, среды и условий развития и воспитания ребёнка.

Примерные тесты о готовности к школе

Такие тесты я раньше всегда проводила с будущими первоклассниками в апреле-мае перед новым учебным годом. Сейчас в школе такие подробные проверки не делаются, и как я считаю, напрасно.

Учителю сразу видно, какого уровня развития дети придут к нему учиться, с кем нужно позаниматься ещё летом, какие навыки подтянуть, какие рекомендации дать родителям на лето. С некоторыми учениками приходилось даже проводить 2-3х недельные занятия в июне или в августе.

Протестировать малыша можно и дома, в спокойной обстановке. Это можно провести в форме игры «В школу», шуточного экзамена с каким–то призом по окончании. Пусть это сделает папа или бабушка с дедушкой. Так и сами увидите, насколько готов или не готов ребёнок учиться, и как ещё можно подготовить его к школе.

Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты

Для этого нужно будет подобрать наглядный материал:
картинки или предметы, похожие или разные по смыслу, игрушки, геометрические фигуры.

Можно найти некоторые подобные тесты в электронном виде в интернете и поработать с малышом перед экраном монитора.

Но сначала родители сами должны понаблюдать за сыном или дочкой и сами для себя ответить на следующие вопросы.

Важное тестирование на способности к обучению и уровню социализации малыша

  1. Насколько развита речь ребёнка, чтобы его понимали другие люди.
    Сразу оговорюсь, что если имеются серьёзные задержки речевого развития, то следует как можно раньше (начиная с 3-4х летнего возраста) вплотную работать с логопедом.
    И обучать малыша в специализированной группе детского сада, где с такими ребятишками работают опытные специалисты.
    У моей соседки и подруги младшая дочка начала говорить где-то в полтора года на «своём» абсолютно непонятном языке. Она несла такую тарабарщину, что в шоке были все, включая меня, т.к. двое старших сыновей успешно отучились у нас в средней школе.
    А эту «иностранку» пришлось родителям возить на занятия к логопеду, на лечебный массаж и в другой садик с 4 лет, в группу коррекции. В результате абсолютно «продвинутая» в остальных предметах девочка понятно для окружающих заговорила только к 9-10-ти годам.
    А что было бы, если б родители пустили всё на самотёк?  Если упустить время и не начать своевременно исправлять речевые недостатки, то это грозит задержкой общего развития, низкой грамотностью и плохой успеваемостью в целом.
  2. Способен ли ребёнок общаться с другими взрослыми, кроме родителей, понимать их речь и отвечать на вопросы.
  3. Может ли ребёнок понять и правильно выполнить задания из нескольких команд. К примеру, открыть папку, достать картон, бумагу, ножницы.
  4. Может ли работать по образцу, заданному алгоритму. Например, обвести по шаблону цветок, как показал учитель, и вырезать его. Или продолжить рисовать узор по заданному образцу.
  5. Способен ли спокойно оставаться без родителей в коллективе сверстников или взрослых.
  6. Разговаривает ли спокойно, без истерик, агрессии.
  7. Ходит ли самостоятельно в туалет, спрашивает ли разрешения выйти по необходимости.
  8. Следит ли за аккуратностью своего внешнего вида и личных вещей.
  9. Соблюдает ли правила гигиены, может ли обслуживать сам себя, пользоваться столовыми приборами.
  10. Может ли работать в заданном темпе, вначале под диктовку, потом сам (к примеру, просим рисовать узор «овал-круг-квадрат», и он сам продолжает).
  11. Может ли внимательно слушать, не отвлекаясь, минут 15-20, работать без перерыва около 25 минут (к примеру, делать поделку).
  12. Запомнить и назвать картинки, слова, фигуры, символы около 5-8 штук.
  13. Умеет ли правильно сидеть за партой в течение 25 минут.
  14. Может ли делать основные физические упражнения (прыгать, приседать, бегать и т.п.)
  15. Может ли играть в подвижные и спортивные игры (по физическому состоянию и по психологической способности участвовать в игре с другими детьми).
  16. Следует ли правилам вежливости с товарищами и взрослыми, умеет ли правильно просить о помощи, благодарить, извиняться.
  17. Имеет ли чувство юмора, понимает ли где шутка, а где всё всерьёз.
  18. Адекватно ли, правильно ли ведёт себя с противоположным полом.
  19. Может ли ориентироваться во времени, если не по часам, то по времени суток.
  20. Если необходимо, сможет ли обратиться за медицинской помощью?

Оценка результатов:

Если на первые 9-10 вопросов данного теста будет отрицательный ответ, то в этом случае следует показать малыша медикам и психологам. Такие отклонения от нормы родители сами должны заметить годам к трём-четырём и «бить тревогу».

Исходя из квалифицированных рекомендаций, следует пройти коррекцию или выбрать соответствующее дошкольное учреждение. Часто бывает, что всё обходится только своевременной помощью.

Почему важно провести такую диагностику заранее?

Чтобы определить не только то, когда вести ребёнка в школу, но и в какую школу – учитывая уровень его развития и социальных навыков.

Каждый ребенок уникален, и к каждому малышу требуется индивидуальный подход.

Через мои руки за все годы работы прошли шестеро труднообучаемых детишек. Были и такие, кто едва мог говорить, а писать и читать обучались только к 9-10-ти годам.

Вывод из этого такой: с такими ребятишками нужно начинать работать как можно раньше, и лучше грамотным специалистам.

Но, скажу сразу, что детский интеллект и психика не стоят на месте, а постоянно развиваются. Пусть и медленно, в своём индивидуальном темпе и с уникальными особенностями. Нужно лишь правильно помогать малышу, набраться терпения и внушать веру в свои силы, убеждать, что всё у него получится.

Вопросы по диагностике общего развития (психосоциальная зрелость ребенка)

Как проводить тестирование

В форме простой беседы. Заранее приготовьте листок бумаги и записывайте баллы за правильные ответы. Пусть малыш подумает, не торопите его. Если он отвечает неточно, дайте ему еще времени, но не подсказывайте.

Что сказать ребенку

Давай с тобой поговорим. Я буду тебя спрашивать, а ты мне отвечай. Если какие-то вопросы покажутся тебе сложными, ты не торопись, можешь хорошенько подумать и тогда ответить.

  1. Как тебя зовут? А фамилия, отчество?
  2. Как зовут маму, папу, сестру, братика, бабушку, дедушку?
  3. Кто ваши родственники? Где они живут?
  4. Можешь сказать, где ты живёшь? (по возможности, полный адрес, включая страну)
  5. Что такое день, ночь, четыре времени года, дни недели?
  6. Какие знаешь цвета, где «право» и «лево»?
  7. Каких ты знаешь животных (домашних и диких), где они водятся?
  8. Назови детёнышей диких и домашних животных
  9. Расскажи о ваших домашних животных (если есть).
  10. Какие ты знаешь растения, где они растут?
  11. Что такое погода, какая она бывает?
  12. Какие правила дорожного движения ты знаешь, хотя бы, как нужно правильно переходить через дорогу?
  13. Какие профессии ты знаешь, кем работают родители?
  14. Какой транспорт ты знаешь? На чём люди ездят по суше, плавают по воде, летают по воздуху?
  15. Какие праздники ты знаешь?
  16. Твои любимые сказки? мультфильмы?
  17. Знает ли другие страны, континенты, название нашей планеты.
  18. Что ты знаешь о космосе, о Солнце?
  19. Свой домашний телефон, телефоны родителей?
  20. Чем ты любишь заниматься?
  21. Зачем нужно учиться в школе?

На каждый правильный ответ ставьте по 1 баллу, а за неполный ответ — половину.

Вопросы по диагностике интеллектуального развития:

  1. Можешь найти между предметами лишний?
    Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты
    Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты
    Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты
  2. Чего не хватает на каждой картинке?
    Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты
    Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты
    Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты
  3. Чем предметы отличаются (по цвету, форме, размеру, вкусу и т. д.) Здесь подойдут любые изображения с разными предметами.
  4. Распредели предметы в группы по одинаковым признакам. Предварительно подготовьте карточки с разными группами: игрушки, дикие и домашние животные, овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, машины и др.
    Затем перемешайте их и предложите малышу разложить их по группам.
    После того, как ребенок справится с заданием, попросите его назвать получившиеся группы и объяснить, почему он сделал именно так.
    Если какие-то группы ваш ребенок объединит вместе, например, одежду и обувь, предложите ему разделить их.
  5. Разложи предметы от маленького до большого и наоборот. Можно использовать колечки от пирамиды или кубики.
  6. Разложи картинки в последовательности событий.
    Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты

Проверяем внимание, память и речь:

  1. Найди отличия между картинками. Подготовьте две картинки из детских журналов с 5-10 отличиями. Ребенок рассматривает их 1-2 минуты, затем рассказывает.
  2. Нарисуй по памяти простой узор (выберите любой несложный узор, дайте посмотреть на него ребенку в течение 1 минуты, а затем спрячьте).
  3. Посмотри внимательно на картинки. Что ты видидишь на них? После того, как ребенок назовет все изображения, закройте их и попросите рассказать, что там были за предметы.Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты
  4. Опиши картинку по памяти (возьмите любую картинку, показывайте ее в течение 1 минуты, а затем предложите описать малышу, что он запомнил).
  5. Послушай короткое (3-5 слов) предложение и повтори его. Предложение можно взять из детской книжки, с которой ребенок не знаком.
  6. Нарисуй по образцу по точкам.
    Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты
  7. Графический диктант. Можно использовать диктант Д.Б.Эльконина, он есть в сети.
  8. Расскажи стихотворение, сказку.
  9. Перескажи вчерашнюю вечернюю сказку.
  10. Составь краткий рассказ по картинкам.
    Предварительно подберите 4-5 изображений из серии «рассказы в картинках», разрежьте их, затем перемешайте и предложите малышу разложить их правильно, а затем составить историю.

Диагностируем знания по математике

  1. Посчитай от 1 до 10 и обратно.
  2. Вычисли 2+1, 5-2, 6+4, 10-5 (в пределах 10).
  3. Следующее задание: ребенок должен уметь различать, где предметов больше, где меньше, где поровну.
  4. Показать геометрические фигуры, составить из них простой узор, аппликацию.
  5. Сравни предметы по высоте, длине, ширине, размеру.
  6. Подели предмет (апельсин, нарисованный круг, ложки и т.п.) на две, три, четыре одинаковые части.

Если ребёнок знаком с понятием «звук», знает буквы, то можно провести диагностику грамотности по чтению:

  1. Произнести звук и попросить показать соответствующую букву.
  2. Какая буква гласная, а какая согласная, почему?
  3. Найти в слове букву (А, О, М… какую скажете).
  4. Назови слово на букву (А, О, М… какую скажете).
  5. Подели слово на слоги (сначала делим простые слова (па-па, О-ля, затем сложные: ма-ши-нка, кро-ко-диль-чик и т.п.)
  6. Прочитай предложение из 4-6 слов и расскажи, о чём прочитал.

И диагностика по письму:

  1. Покажи, как нужно правильно держать ручку.
  2. Нарисуй прямую линию, волнистую, прерывистую.
  3. Обведи по контуру рисунок, «не выезжая» за границы и не отрывая ручку от бумаги.
    Или помоги зверюшкам добраться до нужного места.
    Подобные лабиринты часто попадаются в детских книжках и журналах. Они хорошо тренируют схематическое и наглядно-образное мышление, развивают внимание и усидчивость.Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты
    Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты
    Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты
  4. Нарисуй по клеточкам кубик, машинку, цветок, башню… что захочешь сам.
  5. Дорисуй вторую недостающую половину предмета.
  6. Нарисуй правильно квадратик, треугольник, овал и т.д.
  7. Раскрась аккуратно рисунок в книжке раскраске.

На каждый предмет ставьте по 1 баллу за правильный ответ или хорошо выполненное задание, а за неполный ответ — половину балла.

Будет хорошо, если баллов по каждому тесту набирается больше половины.

Для этого посчитайте количество вопросов и разделите пополам. Это и есть минимальное количество баллов, которое должен набрать ваш ребятенок.

Если ваш сын или дочка слабо справляются с заданиями, то стоит задуматься, а не подождать ли ещё годик со школой.

Сколько раз я слышала от родителей моих «слабых» учеников:

«Надо было оставить его(её) в садике ещё на год!»

По нашим законам оставлять ребёнка на второй год в первом классе нельзя. А именно ко второй четверти первого класса становится ясно, что иногда родители поторопились отдать «несозревшего» ребёнка учиться.

Либо не проверили как следует готовность ребёнка к обучению в школе, либо понадеялись на то, что там всему научат. Или просто исполнилось 7 лет – значит надо идти учиться, «засиделся в садике».

Отставание, «тройки» и «двойки» по основным предметам (а виноват ли тут ученик?), низкая самооценка ребенка, его неверие в свои силы, презрительное отношение к нему одноклассников – всего этого можно избежать, если с самого начала ориентироваться на объективную оценку уровня его развития.

Нагонять современную «бешеную» программу и усваивать её на «хорошо» и «отлично» неподготовленному ученику будет невероятно трудно.

Как проверить самостоятельно готовность ребенка к школе. Примерные тесты

Многие родители тогда нанимают репетиторов, просят учителей позаниматься с ребёнком дополнительно. Но уже поздно – драгоценное время было упущено в самом начале.

Порой в нашу школу в первый класс приходили 8-летние дети.
Правда, это были дети из таджикских и украинских семей-беженцев. И, несмотря на трудности с русским языком, они по многим предметам учились лучше ребят, которые пришли в школу в шесть с половиной лет, то есть раньше положенного срока.

Хорошо и отлично учатся шести- и семилетки, с которыми активно занимались перед школой и в садике, и дома. Эта база знаний чувствуется сразу, они опережают в развитии тех, кто старше их на пол-года, на 7-8 месяцев.

У меня выпустились многие такие «звёздочки». Сейчас я радуюсь их жизненным успехам, отслеживаю, как они заканчивают ВУЗы, находят достойную работу у нас и даже за границей.

Поэтому, дорогие родители, если вы сможете серьезно отнестись к вопросу готовности вашего малыша к школе, то в последующие годы он будет долго радовать вас успехами и хорошими оценками.

Дорогие читатели, жду ваших отзывов, вопросов, предложений. Делитесь своим опытом, историями о том, как росли и развивались ваши детки.

В следующих статьях я расскажу, как вы сможете эффективно подготовить ребёнка к школе и что необходимо будет купить будущему первокласснику.

Рейтинг
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Марина Гусева/ автор статьи

Учитель первой категории с 20-летним стажем

Понравилась статья? Поделиться с друзьями
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Есть что добавить или нашли ошибку? Пожалуйста, напишите об этом в комментарияхx
()
x
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта.
Понятно