Доброго дня, мои дорогие читатели!
Сегодня расскажу о трудностях адаптации ребенка в школе, особенно в первом классе. Только представьте себя на месте ребенка. Он только что покинул детский сад, где у него были друзья, воспитатели, к которым он привязался. Игры, утренники, дневной сон. А тут вдруг его заставляют учить какие-то уроки, корпеть над домашними заданиями. Отсюда и возникает этот диссонанс: не хочу учиться, не хочу в школу. Но эту проблему легко решить, если вы знаете, как самостоятельно подготовить ребенка в школе.
Мой опыт педагога и родителя показывает, что сделать это можно в домашних условиях. Без похода к логопедам, репетиторам и психологам. Готовьтесь, ведь скоро вы увидите, как ребенок рвется в класс, получает пятерки и заводит новые знакомства.
А в следующих статьях подробно разберем, как разбудить у ребенка потребность в чтении , как развить его речь, как научить писать и когда лучше всего все это делать.
- Когда начинать подготовку ребёнка к школе
- Позитивно настроить ребенка на школу
- Занимайтесь по мере желания и возможностей ребёнка.
- Со всеми проблемами – к учителю!
- Что сказать ребенку
- Учите малыша с самого раннего возраста понимать и выполнять инструкции
- Воспитание организованности ребенка
- Воспитание самостоятельности
- Воспитание инициативности ребенка
- К чему приучить ребенка перед школой
- Выработайте у будущего первоклассника привычку к лёгкому, но питательному завтраку!
- Приучите будущего первоклассника вовремя ложиться спать
- Проверяем здоровье малыша
- Несколько слов об осанке
- Нужно ли учить ребёнка читать перед школой
- Вот вам плюсы раннего начала чтения:
- Что делать, если заниматься с ребенком некогда. Обучение и воспитание «мимоходом»
- Как подготовить ребенка к школе и установить с ним доверительные отношении на всю жизнь. Перед сном
Когда начинать подготовку ребёнка к школе
Весь период жизни вашего малыша от рождения до порога первого класса – это и есть подготовка к школе.
Характер, ум, склонности, психические особенности человека формируются до 3-4 лет. Самый оптимальный период развития способностей от трёх до пяти лет. Значит, это и есть самое важное и драгоценное время для развития человека. Не упустите его!
Всё, что видит, слышит, запоминает малыш, чему он научится за это время – с тем и придёт в первый класс.
Упущения, недостатки в воспитании и недополученные знания в свое время скажутся на успеваемости в худшую сторону. Насколько хорошо будет развита его речь, логика, память, мышление, внимание – всё это зависит от папы и мамы, а также ближайшего окружения ребёнка.
Правильно подготовить ребёнка к школе – это значит, чтобы он умел и хотел(!) учиться, был способен воспринимать новую информацию в новых, непривычных для него условиях, мог осмысливать и запоминать её.
Постоянно старайтесь развивать умственный кругозор малыша – пусть он учится сравнивать, размышлять, доказывать, логически думать.
Позитивно настроить ребенка на школу
Занимайтесь по мере желания и возможностей ребёнка.
В процессе подготовки к школе очень важно не переусердствовать, не перегружать малыша излишними занятиями. Большую роль играет то, с каким настроением начинает учиться маленький человечек.
Здесь, в основном, всё зависит от родителей.В первую очередь, успокойтесь сами и не переносите своё волнение на сына или дочку.
Со всеми проблемами – к учителю!
Когда-то давно, на первосентябрьской линейке моего первоклассника всем коллективом искали по школе и школьному двору.
Как говорила его мама, с утра капризничал, хотя до этого вроде нормально собирался. С трудом привела его в школу, а он взял и сбежал!
Нашли беглеца заплаканного и трясущегося в туалете девочек (перепутал по незнанию). Когда успокоили и учинили допрос, оказалось, что накануне бабушка, напутствуя внучка, обронила:
– Как будут тебя мальчики там обижать, так ты им, смотри, не поддавайся!
Видимо, эти слова настолько напугали впечатлительного первыша, что вызвали панический страх перед школой.
С тех пор я всегда говорю родителям первоклассников, чтобы рассказывали своему малютке, что учительница – это его вторая мама, и к ней обязательно нужно идти со всеми проблемами, обидами и вопросами. Очень много бывает случаев, когда ребёнка в школе кто-то обижает, и он никому не говорит об этом, а в школу идти боится.
Возьмите твёрдое обещание со своего малыша, что он будет о подобном обязательно говорить в первую очередь учителю и родителям дома.Пусть ребенок будет спокоен, что учитель всегда разберётся и накажет обидчика.
Что сказать ребенку
Помогают настроить малютку на новую жизнь фразы типа:
- Малышей в школу не пускают, а ты уже большой(ая), поэтому садик уже не для тебя.
- В школе тебе будет интересно, там ты будешь учиться ещё лучше читать, писать, узнаешь много нового и полезного.
- Вот ты уже подрос(ла), у тебя теперь тоже есть новые интересные дела, как у мамы, папы, (брата, сестрёнки)!
- У тебя будет в классе помощница – твоя учительница, с её помощью будет легче учиться.
- В школе у тебя появятся новые друзья (подружки)!
Кстати, объясните, что в школе есть выходные дни и каникулы, что там и на уроке бывают игры, а в переменку можно поиграть с новыми друзьями.
А то некоторые мои первоклассники считали, что в школу ходят каждый день, без выходных и праздников. Представьте, какое облегчение у них было на лицах, когда я рассказывала о школьном режиме!
Учите малыша с самого раннего возраста понимать и выполнять инструкции
Многие родители спрашивают меня, с чего начинать подготовку к школе. Все понимают, что научить надо многому, но как же правильно распланировать этапы подготовки?
Большинство родителей усаживают 4-5-летних детишек учить буквы, прописывать палочки и кружочки, механически заучивать числовые ряды.
А начинать нужно с самого простого и главного – научить понимать и выполнять инструкции взрослого.
Знаете, почему примерно одна треть учеников плохо учится в школе, даже в начальной? Да потому, что дети на уроках просто не слышат учителя.
Со слухом-то, конечно, всё в порядке. Но мозг у некоторых ребятишек пока ещё не натренирован воспринимать то, что говорит учитель.У вас бывало, что ваш ребёнок не сделал то, что вы просили, хотя задание было ясно сказано? Это и есть невосприятие инструкции.
Малыш «на своей волне», занят обдумыванием собственных важных дел, его внимание к вашим словам не направлено.В школе будет абсолютно то же самое. Учитель объясняет материал, а некоторые дети не понимают.
Потому что НЕ УСЛЫШАЛИ и НЕ ОСОЗНАЛИ, как делать и что от них хотят.
Решение проблемы:
Когда дома даёте какое-то задание (вытереть пыль, расставить игрушки и т.п.), просите малыша повторить задание и задайте еще пару дополнительных вопросов.
К примеру, куда, на какие полки или шкафчики он(а) будет расставлять игрушки? Где нужно вытереть пыль? Чем?
Эти дополнительные вопросы «включают» мышление и память малыша. Так вы убедитесь, что ваше задание осознано, принято и осталось в памяти ребёнка.
Со временем у ребенка выработается привычка понимать и настраиваться на выполнение задание взрослого.
Воспитание организованности ребенка
Приучайте будущего школьника к следующим правилам (мягко, но последовательно):
- Каждая вещь должна лежать на своём месте. Ребёнок следит за этим сам, но никак не мама!
- Все учебные принадлежности и вещи находятся в отведённом для этого специальном месте.
- Распорядок дня.
- Учимся никуда не опаздывать (точность – вежливость королей!)
- Делу – время, потехе – час. Учимся правильно распределять отдых и занятия.
Воспитание самостоятельности
Как можно больше дел с малолетства доверяйте своему ребёнку! Потом вы скажете огромное спасибо самому себе и своим близким.
Да, здесь появляется риск разбитой посуды, плохо помытого пола, чего-нибудь разлитого и испорченного. Но это того стоит, поверьте.
За ваше терпеливое ожидание, пока малыш пыхтит и старается сам что-то сделать, будет наградой самостоятельный человечек, за которым не нужно будет следить и помогать каждую минуту. А в недалеком будущем он вам облегчит жизнь, станет хорошей и твердой опорой.
Воспитание инициативности ребенка
Приветствуйте и хвалите за любое самостоятельно сделанное дело!
Вообще, похвала – это та волшебная батарейка, которая заставит ребёнка делать всё самому и стараться вдвое.
Самостоятельный и организованный ребёнок додумается сам, как лучше расставить и разложить свои (а может, и ваши) вещи, вовремя полить цветы, протереть пыль в доме, накрыть на стол к вашему приходу.
Я сам! Доверяя детям выполнять посильные обязанности, вы воспитаете в них уверенность в своих силах, инициативность, а в последующем сильно облегчите себе жизнь.
Таким детям в школьной жизни, в новом коллективе будет намного проще освоиться.
Самостоятельность и творчество – это основные причины для последующего и нравственного становления человека.
Пересильте себя и забудьте здесь про строгие инструкции!
Если ребёнок захочет заправить постель, сделать поделку, пусть сначала подумает сам, как это делается, или посмотрит, как делают это другие. А ваша задача – хвалить и благодарить даже за самое пустяковое (на ваш взгляд) дело.
Все эти замечательные и очень важные качества формируются в человечке именно от 3-х до 5-ти лет. Если этому не научить годам к четырём или пяти, то перед школой и далее вас, скорее всего, будут ждать ругань, обиды, ссоры и прочие неприятности.
А вместе с этим нарушается нормальная атмосфера в доме, общий порядок и самочувствие всех родных и домашних.
Беспомощному «маменькиному сыночку», не умеющему шагу ступить без подсказок и советов взрослого, ох, как трудно придется в классе среди шустрых сверстников.
К чему приучить ребенка перед школой
Выработайте у будущего первоклассника привычку к лёгкому, но питательному завтраку!
Омлет, различные каши, творог с ягодами, мюсли или калорийный бутерброд со сладким чаем дадут необходимую энергию вашему малышу с самого утра.
Сколько раз я наблюдала, как завтрак в школе некоторые дети или не съедают, или только «поклюют». И получается, что ученик ходит голодный до часу дня, если дома, конечно, он ничего не покушал.
Отсюда берут начало гастриты и прочие желудочные заболевания, да и учёба у голодного ученика на ум совсем не пойдет.
Приучите будущего первоклассника вовремя ложиться спать
В 20-21час и вставать хотя бы в 7.00 — 7.30.
Рассчитывайте норму сна для первоклассника 8.30 — 9 часов.
Режим дня стоит организовать постепенно, чтобы он был примерно похож на школьный – так ученик легче приспособится к нагрузкам.
Например, уже летом приучайте сына или дочку к определённым часам завтрака, обеда и ужина, занятий, прогулок, домашних дел.
У меня есть ученик, который первые два урока почти каждый день «досыпает» на парте. В прямом смысле слова.
Дома его не могут заставить лечь спать вовремя – мальчик смотрит телевизор с родителями (!) до часу, до двух часов ночи или играет в компьютерные игры.
А утром, конечно, с криками и руганью родители его едва «расталкивают» на занятия. В результате в школу он приходит злой, сонный, частенько кричит и обижает своих одноклассников.
Отсыпается на первых уроках и «очухивается» только ко второму или третьему. Успеваемость у него ниже среднего, хотя мальчик умный и довольно развитый. Я регулярно беседую с родителями на эту тему.
Но даже разговор с директором школы нам не помогает. Пока папа и мама не установят строгий режим сна, ребёнок так и будет спать на уроках, отставать по предметам да срывать накопившуюся усталость и злость на своих товарищах.
Создавайте вечером дома спокойную атмосферу , без страшных фильмов, долгих посиделок и шумных подвижных игр.
Если ребёнок накануне провинился, разберите ситуацию вместе и обязательно простите его до ночи. Никогда не наказывайте малыша сном!
Пусть он ляжет спать успокоенный, и его не будет мучить чувство тревоги или вины. Обеспечьте тишину в доме и мягкий полумрак в детской. Кроме того, отличным решением для сна вашего ребятенка станет ортопедический матрац, или, на худой конец, прямой и не слишком мягкий.
Утром будите ребёнка спокойными ласковыми словами, поцелуем, поглаживанием. Лучше разбудить чуть раньше и дать полежать, спросить, как спалось, что снилось. Обсудите предстоящий день. Однако одеться, прибрать постель, умыться, собраться, причесаться – первоклассник должен уже сам.
Не считая того, что причёску на длинных волосах у девочки делает мама.
Проверяем здоровье малыша
Перед школой проведите тщательную медицинскую диагностику всех систем организма. Моя практика последних лет показывает, что сейчас очень мало здоровых детей. А ведь заболевания, как всем известно, намного проще вылечить или взять под контроль в самом начале.
Обязательно проверьте зрение. Сообщите учителю (!) обо всех отклонениях здоровья вашего ребёнка, чтобы ему было понятно, как действовать при проявлениях симптомов заболевания. Сейчас я скажу, наверное, простую и общеизвестную, однако очень важную вещь!
Чтобы правильно подготовить ребёнка к школе, полезно закаляться, физически развивать малыша путём подвижных игр в бадминтон, теннис, плавания, домашней гимнастики, пробежек с папой, мамой, собакой и т.д.
Несколько слов об осанке
До школы особенно важно выработать у ребёнка привычку правильно сидеть во время занятий.
Если ученик сидит с искривлённой спиной, «пишет носом», если одно плечо у него выше другого, то за 1-2 года такой неправильной посадки мы можем прийти к сколиозу, дебюту остеохондроза и проблем со зрением.
Не допустить этого могут только родители – ведь в школу дети приходят с уже сложившейся привычкой сидеть. Стул и стол для занятий выбирайте строго по росту. Можно сверяться по такой табличке соответствия ростовых показателей по ГОСТу:
При сидении ладошка ученика должна помещаться между грудью и краем стола.Расстояние от глаз до тетради следующее: кончики пальцев касаются виска, а локоть упирается в стол.
Ни в коем случае не позволяйте сидеть с поджатыми ногами.Замечание из собственного опыта: если ребёнок долго занимался и сидел нормально, а потом начал по-всякому изворачиваться на стуле – это ясный сигнал, что ему требуется перерыв в работе, подвижный отдых, физкультминутка.
Лучшее средство сохранить ребёнку нормальную осанку – это постоянное наблюдение за тем, как сидит ребёнок. К сожалению, надёжнее ничего пока мир не придумал.
Дома это забота родителей, а в школе – обязанность учителей.
Нужно ли учить ребёнка читать перед школой
Как давно практикующий учитель, твёрдо говорю: учить читать перед школой надо!
Иначе, когда на первоклассника свалится лавина знаний по всем предметам, неподготовленный ученик просто не справится и многое не усвоит.
Отсюда и пойдёт плохая успеваемость, низкая самооценка, пренебрежение товарищей и прочие неприятности.
Даже учебник «Азбука» в первом классе рассчитан на уже читающих детей, т.к. там печатаются довольно большие тексты.
Вот вам плюсы раннего начала чтения:
- развивается мышление;
- формируется речь, способность хорошо выражать свои мысли;
- ребёнок зрительно запоминает правильное написание множества слов, за счёт чего возрастает его грамотность (поверьте, таким образом разовьется так называемая врожденная грамотность – и ваш малыш в будущем станет интуитивно писать грамотным языком, даже если не будет знать множества правил);
- резко пополняется словарный запас, растёт интерес к языку в целом;
- чтение хороших детских книг учит моральным и нравственным законам, воспитывает душевные качества;
- расширяется кругозор, просыпается фантазия и воображение;
- возникает тяга к книгам и чтению, а это в свое время поможет ребёнку стать по-настоящему образованным человеком;
- кроме того, научиться читать в четыре-пять лет намного легче, чем в шесть-семь.
Внушительный у нас получился список, не правда ли?
НО!
Всё это при условии, что обучать читать малыша вы будете правильно.
В статье «6 способов и 2 совета, как разбудить у ребенка потребность в чтении и научить читать» я подробно написала, как вы можете это сделать.
Что делать, если заниматься с ребенком некогда. Обучение и воспитание «мимоходом»
Как часто я слышу от родителей, что заниматься с ребёнком некогда! И это на самом деле бывает так.
Редкие родители, особенно в наше стремительное время, имеют роскошь спокойно, без нервов поиграть, почитать с малышом, сходить в бассейн и т.д.
Но я знаю один секрет, как найти время для ребёнка. Он простой, но очень эффективный!
Развивайте малыша всегда, когда вы с ним рядом! Просто используйте для общения каждую минуту, которых у вас двоих бывает так мало. Даже тогда, когда он ещё едва умеет разговаривать.
- Чаще тренируйте понятия «больше», «меньше», «слева», «справа», «внизу», «вверху» и т. п.
- Учите различать цвета и оттенки предметов, одежды и всего, что заслуживает внимания.
- Утром начинайте общение, когда у него или у неё только глазки открываются.
- За завтраком можно что-то посчитать (столовые приборы на столе),
решить простейшие задачки типа:«Было четыре бутерброда, два съели, сколько осталось? На сколько уменьшилось число четыре?» Пусть малыш считает на пальчиках, сравнивает количество предметов, их размер, форму, объём. - Вот вы повели или повезли сынулю в садик. Обговорите с ним погоду, время года, месяц, природные приметы осени, лета, виды транспорта и т.п. Особенно важно – правила дорожного движения. Увидели собаку, кошку, птичку – поговорите о животном мире.
- Встречаясь вечером, обязательно спрашивайте, как прошёл день, с кем общался, что было интересного, что нового он узнал.
Всегда, слышите, ВСЕГДА отвечайте на вопросы своего «почемучки», объясняйте всё как можно понятнее.
Спрашивайте совета у малыша, пусть учится иметь своё мнение.
Главное – не утыкайтесь в телефон, не подавайте такой негативный пример сыну или дочке с самого малолетства.
Пусть ребёнок чувствует и понимает, что общение с ним для вас важнее соцсетей и вашей работы. Пусть знает, что он для вас всегда на первом месте.
Воспитывать и знакомить с окружающим миром можно во время домашних дел, возни на кухне, приборки в доме, работ на участке. Можно и нужно учить всему на собственном примере.
Обсуждать мультфильмы, передачи, книги, жизненные ситуации, обмениваться мнениями, учить юмору, хорошим шуткам.
Вы знаете, половина неуспевающих детей в школе – это дети, растущие сами по себе – те, кому не хватило внимания и общения с родителями. Им не дочитали сказок, не допели песенок, не доотвечали на кучу «почему? как? откуда?»
Они не уверены в себе, не подготовлены к школе, смущаются, так как чувствуют, что знают и умеют меньше товарищей. Такие детки теряются, когда их спрашивают, отмалчиваются на уроках, «не могут двух слов связать» и сами никогда не спросят, если что-то не поняли.
Как подготовить ребенка к школе и установить с ним доверительные отношении на всю жизнь. Перед сном
У нас с дочкой годов с двух сложилась традиция: закончив вечером все свои дела, мы устраивались полусидя в постели.
Я читала ей вслух, а она, положив головку мне на левое плечо, слушала, что-то спрашивала, смотрела картинки. Потом мы беседовали, обсуждали прочитанное, отгадывали загадки, просто болтали, обсуждая прошедший день, что волнует нас обеих.
Она любила слушать мои рассказы о том, где я была, что видела, известные авторские сказки. Многие мои сказки рождались прямо тогда, «на ходу». Засыпала она под песенку или сказочку, сползая мне подмышку.
Таким образом мы с ней «прошли» начала математики, выучили цифры и счёт, буквы (когда я убедилась, что со звуками всё в порядке), начали самостоятельно читать, учились отгадывать загадки и многое другое.Просто днём мне реально было некогда.
Это позднее я узнала, что человеческий мозг наиболее прочно вбирает информацию, полученную им незадолго до сна. И одно из самых эффективных занятий – как раз в это время.
Но эти драгоценные вечерние минуты для нас с дочерью были важнее всего остального дня. И я, и она никогда их не забудем. Потому что это было начало нашей большой любви и дружбы.Эти часы нас связали так сильно, что нас до сих пор «пробивает» на откровенность и душевные беседы именно перед сном.
Дорогие мамы и папы, не упускайте возможности каждый вечер позаниматься с вашим крошкой и наладить прочные доверительные отношения на всю жизнь.
Ну а наш разговор о том, как можно подготовить ребёнка к школе самостоятельно, продолжается в следующей статье .
В ней мы побеседуем о том, как сделать чтение и обучение потребностью, о трудностях обучения письму, о речевом развитии и технологических навыках.
Оставляйте комментарии, отзывы, жду ваших откликов.