6 способов и 2 совета, как разбудить у ребенка потребность в чтении и научить читать

6 способов и 2 совета, как разбудить у ребенка потребность в чтении и научить читать

Здравствуйте, дорогие читатели! Продолжая предыдущий наш разговор о подготовке  к школе, я расскажу вам, как можно интересно научить ребёнка читать и сделать для него чтение необходимой потребностью, а не обязанностью (чтобы вашему малышу хотелось самому вернуться к книжке, побродить по ее страничкам, поговорить с мамой о прочитанном).

В предыдущей статье мы научили нашего малыша правильно говорить и развивали его речь.

Дождитесь, чтобы ребёнок захотел читать сам!

Если у вас с малышом возникают проблемы с домашним обучением чтению, то ни в коем случае не заставляйте его читать насильно. Так вы рискуете вызвать обратный процесс – надолго вызовете отвращение к чтению, к книгам, да и к самой учёбе тоже.

Конечно, сейчас планшет или телефон ребятишки осваивают намного раньше, чем азбуку. Ведь на кнопки нажимать легче, чем складывать слова по слогам.

Однако быстрое обучение ребенка планшетной и телефонной грамотности говорит о том, что ваш ребенок замечательно способен учиться и может делать это легко и быстро – главное, направить эти способности в нужное русло.

Конечно, не все детки «с ходу» учатся читать, для многих это процесс, растянутый на месяцы, если не на годы. Однако, это никак не показатель низкого интеллекта, поскольку каждый человечек развивается в своём индивидуальном темпе. Не торопитесь. В свое время он вас обязательно обрадует.

Поймайте, не пропустите тот момент, когда малыш сам потянется к книжке.

6 способов и 2 совета, как разбудить у ребенка потребность в чтении и научить читать
Фото Марины Гусевой

«Зацепите» его увлекательным сюжетом, яркими иллюстрациями, своим выразительным чтением. Читайте так, как будто играете роль  злого Волка, умного Кота в сапогах, прекрасной и несчастной Золушки.

Покажите ребёнку, что в книге не просто буквы, а живые люди или животные, злые и добрые, умные и глупые, с переживаниями и приключениями.

Пусть он поймёт, что в каждой книжке – целый мир, иногда сказочный, иногда – реальный.

Научите внимательно слушать вас (и вообще взрослых), не перебивая. Сначала он научится слушать вас, а потом с таким же вниманием будет слушать объяснения своего первого учителя.

Нужно ли учить ребёнка читать перед школой

Как давно практикующий учитель, твёрдо говорю: учить читать перед школой  надо!

Иначе, когда на первоклассника свалится лавина знаний по всем предметам, неподготовленный ученик просто не справится и многое не усвоит. Отсюда и пойдёт плохая успеваемость, низкая самооценка, пренебрежение товарищей и прочие неприятности.

Даже учебник «Азбука» в первом классе рассчитан на уже читающих детей, т.к. там печатаются довольно большие тексты.

  Вот вам плюсы раннего начала чтения:

  • развивается мышление;
  • формируется речь, способность хорошо выражать свои мысли;
  • ребёнок зрительно запоминает правильное написание множества слов, за  счёт чего возрастает его грамотность (поверьте, таким образом разовьется так называемая врожденная грамотность – и ваш малыш в будущем станет интуитивно писать грамотным языком, даже если не будет знать множества правил);
  • резко пополняется словарный запас, растёт интерес к языку в целом;
  • чтение хороших детских книг учит моральным  и нравственным законам, воспитывает душевные качества;
  • расширяется кругозор, просыпается фантазия и воображение;
  • возникает тяга к книгам и чтению, а это в свое время поможет ребёнку стать по-настоящему образованным человеком;
  • кроме того, научиться читать в четыре-пять лет намного легче, чем в шесть-семь.

Внушительный у нас получился список, не правда ли?

НО! Всё это при условии, что обучать читать малыша начнут правильно.

Самое лучшее, если это сделают в садике в подготовительной группе. Или вы возьмёте консультацию у опытного педагога.

Моя мама начала учить мою дочку сразу складывать буквы в слоги, как и большинство мам и бабушек, старающихся пораньше обучить чтению.

«Б и А – будет БА!», «М и Ы – будет МЫ!» Девочка и «начала читать»:

«Бэ-а, Мэ-ы…»

 В таком случае ребёнку сложно понять, как связаны буква и звук.

Игнорирование этой связи ведёт к недостаточному пониманию основ языка, и не только русского.

 И впоследствии переучить малыша его становится сложнее.

Мою доченьку пришлось переучивать заново с большой паузой где-то через полгода после этого неудачного начала.

Чтобы правильно научить читать, начинать нужно со звуков

Поэтому, прежде чем знакомить малыша с изображением буквы, откройте для него мир звуков. Забудьте ненадолго про слово «буква» и не говорите про буквы с ребёнком.

  • Пение гласных звуков
    Пойте на все лады гласные звуки, обращайте внимание ребёнка, что рот при этом открыт и нет преграды.
  • Ролевые игры на согласные звуки
    Например, сегодня вы два тигра или две собачки, которые рычат и разговаривают:
    — Пррривет, моя рррадость! По морррроженке  рррубанём?
    Или вы – две пчелы, два жучка:
    «Скажжи папе, ужжже пора ужжжинать!»
    Поговорите, как два листика на дереве со звуком «Ш», два ёжика со звуком «Ф» и т.п.
  • Игра «Звуколов»
    Договоритесь, какой звук будете «ловить»: вы произносите слово, а малыш должен сказать, есть этот звук в слове или нет, где он находится – в начале слова, в конце или в середине.
  • Аукцион слов на звук
    Вы с малышом по очереди подбираете слова, начинающиеся на определённый звук, например, фрукты, или города, или имена – кто последний скажет, тот и выиграл.
  • Звуковой магазин
    В нём сегодня «продаются» только предметы на звук «А».
    Завтра – только на звук «Б» и т.д.
    Называет слова ребёнок, а вы считаете, сколько слов он правильно назвал и «продал», больше или меньше, чем с другим звуком.
    Можно и в обычном магазине попросить ребёнка называть предметы на какой-то звук.
    Не забывайте про ударение. Поправляйте ребёнка, если он неверно ставит его в словах.

Подсказка: Учим узнавать ударный звук, как бы окликая слово, подзывая слово к себе. При этом ударный звук обязательно «растянется».

Здесь возникает ещё один значимый момент.

Важность артикуляции

Никогда ребёнок не научится грамотно, без ошибок писать слова, если не будет верно выговаривать звуки.
Потому что мы пишем то, что слышим.
И если звук изо рта летит «неправильный», ребёнок и пишет не ту букву.

Не пускайте на самотёк звукопроизношение своего сына или дочки.

Возможно, вы махнёте рукой и скажете, что научится со временем. Возможно, научится. Но неправильное написание слов «как слышу» войдёт в неискоренимую привычку. И всю начальную школу ваш сын или дочка будут писать диктанты на «3» или « 2».

6 способов и 2 совета, как разбудить у ребенка потребность в чтении и научить читать

Поспешите к логопеду, если какие-то звуки ребёнок не произносит. Если такой возможности у вас нет, поищите в интернете видео-уроки по артикуляции и постарайтесь регулярно заниматься дома, можно даже по дороге в садик или на ваших совместных прогулках.

На помощь вам придут скороговорки, чистоговорки, считалки, стишки и песенки. Их тоже можно подсмотреть в сети или найти в детских книжках.

А можно спросить у бабушек с дедушками.

А знакомить с буквами можно начинать только тогда, когда малыш отчётливо будет произносить подавляющее большинство звуков русского языка.

Расскажите вашему ребенку это правило:
Звуки мы говорим и слышим, а буквы пишем и видим.

Учимся анализировать прочитанное

Чтобы чтение стало для ребенка увлекательным приключением, постарайтесь не просто вместе прочитать интересную книжку, а сделать так, чтобы ребенок захотел к ней вернуться снова.

Самая большая ошибка родителей: закрыли книжку – и спать.

  • Обсудите то, о чём прочитали, спросите мнение ребёнка о персонажах, их поступках, вместе сделайте выводы, найдите  главную мысль произведения. Чтобы не получилось, что вы читали впустую.
  •  Пусть малыш отвечает на ваши вопросы по тексту и сам учится спрашивать вас. Задавайте и простые, и сложные вопросы, а не просто о том, как звали главных героев и где они жили и что делали.
  • Спрашивайте, хорошие или плохие поступки они совершали и почему. За что были наказаны, и что им помогло преодолеть препятствия. Ну, это я так, примерно говорю. Вы же умные родители, сами придумаете более глубокие вопросы.

Не беда, если ребёнок сразу не ответит, подсказывайте чуть-чуть. Постепенно малютка научится анализировать произведения, сравнивать героев, делать выводы, обобщать.

Главное, чтобы понял, о чем и с какой целью вы читали. Зато в школе на уроках чтения он будет «блистать» умными ответами и радовать вас снова и снова.

Советы родителям, чьи детишки умеют, но ленятся читать, или как разбудить интерес к чтению

6 способов и 2 совета, как разбудить у ребенка потребность в чтении и научить читать

Можно попробовать применить метод, придуманный детским писателем Л.Кассилем.

 Метод «Прерванное чтение»

Суть его такова. Берём сказку или рассказ с интригующим сюжетом, лучше небольшой по объёму.

Читаем ребёнку вслух до самого интересного места. А потом – ой, маме (папе, бабушке)  некогда, срочное дело, голова болит или пёсика выгулять надо. И не дочитывать, ссылаясь на неотложные дела, но выражать сожаление, что концовку так и не узнали.

То есть почаще напоминать о незаконченном чтении. Пусть интрига сохраняется до тех пор, пока малыш сам не возьмётся за чтение.

Если долго не берётся за книжку – можно попросить, чтобы дочитал и рассказал вам, чем закончилась история. Или читать вдвоём – по 2-3 строчки вы, а потом 2-3 строчки сын или дочка. Можно по абзацам.

У меня такой метод работает на занятиях по внеурочке. Начинаю читать книжку, потом «времени не хватает» – и примерно одна треть или половина класса бежит в библиотеку. Ведь интересно же, чем там там закончились похождения понравившегося героя. А потом я обязательно спрашиваю, что ребята узнали в конце.

Другой способ «втянуть» в чтение предлагает психолог Искра Даунис.

Метод «Почта»

6 способов и 2 совета, как разбудить у ребенка потребность в чтении и научить читать

Нужно как бы прислать ребёнку по почте письмо от Карлсона или любого другого персонажа, от которого «фанатеет» ваш дочка или сын.

Письмо очень короткое, в котором пишется про награду за хорошее поведение. А подарок за это находится там-то и там-то.

Или, как вариант, письмо про подарок к празднику.

Адресат, конечно, читает послание обязательно сам.

Ясно же, что вы чужие письма читать не имеете права.  Подарок обязательно должен найтись где-то в доме.

Второе письмецо уже чуть длиннее. В нём может и не быть сообщения о подарке. Можно сообщить про то, как дела у Карлсона (или другого героя).

 В третьем (ещё длиннее) может быть просьба, благодарность за помощь маме, поощрение и т.п., что придумаете сами.

Всё письма пишите разборчивыми, лучше печатными буквами. Кстати, пусть малыш(ка) попробует писать ответы.

Такая переписка обязательно вызовет интерес и к чтению, и к самой игре.

Здесь есть возможность воздействовать на ребёнка в воспитательных целях. За что-то хвалить, за что-то ругать, не напрямую от вашего лица, а косвенно. Заодно малыш(ка) постепенно начнёт тренироваться и читать, и писать.

А через года такие послания прикольно будет обнаружить вашему повзрослевшему чаду.

Другие способы и хитрости разбудить потребность чтения

  • Просите ребёнка почитать вам, пока вы готовите  на кухне, убираете, шьёте, неважно себя чувствуете.
    Зато можно сказать ребёнку, что вы так быстрее поправитесь. А ваши текущие  дела пойдут повеселее.
    И обязательно хвалите, даже если читает с ошибками и медленно. Лиха беда начало!
  • Просите малыша прочесть вывески на магазинах, название улицы, притворившись, что вы не так хорошо видите. Ваше воображение вам в помощь!
  • Самый интересный и иногда самый действенный способ – не давать читать в наказание за какую-то провинность.
    Запретный плод сладок, и читать ой как захочется (что в принципе и требуется).
    Однако часто применять такой способ нельзя! 
    Или купите новую книжку, а отдавать не спешите, «помучайте» своё чадо, пусть «заслужит» чтение!
  • Купите (возьмите в библиотеке) новую яркую книжку, высуньте её край из своей сумки и оставьте на виду.
    Пусть ребёнок возьмёт книгу из любопытства. Включайте свою хитрость, фантазию, но сделайте так, чтобы ребёнок захотел читать сам!

Читательский пример родителей

Это самый мощный толчок к самостоятельному чтению.

Все дети (да и не только дети) копируют маму и папу.

Если вы сами не берёте в руки ни книгу, ни газету – будьте уверены – ваш ребёнок, даже если научится читать, вскоре тоже забросит это дело.

Заведите по вечерам семейные чтения. Пусть не каждый день, но регулярно. Читайте все, по очереди.

6 способов и 2 совета, как разбудить у ребенка потребность в чтении и научить читать

Терпеливо слушайте малыша. Ободряйте, улыбайтесь, поправляйте мягко, без обид.

Никому, даже самым близким, не позволяйте насмехаться над ошибками и манерой чтения «дебютанта».

Запрещайте лишь растягивать, распевать слоги. Просите повторять нормальным ритмом, объясняйте, что читать – это также как говорить, а не петь.

Можете сказать малютке, что в школе могут посмеяться одноклассники, если будет так «петь» вместо чтения.

Но не давайте поначалу читать долго – 8-15минут – и перерыв.

Самое лучшее обучение чтению – личный пример и игра.

Вот примерно такие методы и хитрости можно использовать для того, чтобы самостоятельно обучить чтению и хорошо подготовить вашего ребятенка к будущей школе.

Однако не забывайте, что каждый ребёнок уникален, и вы всегда можете найти свои подходы и способы обучения. Для этого просто внимательно присматривайтесь к привычкам, желаниям, характеру малютки.

В следующей статье мы научим нашего малыша учиться. Как сделать обучение малыша потребностью, чтобы он сам получал удовольствие от приобретения новых знаний, чтобы хотел и любил учиться?
Удачи вам, дорогие родители, пишите отклики и до скорой встречи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Марина Гусева/ автор статьи

Учитель первой категории с 20-летним стажем

Понравилась статья? Поделиться с друзьями
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Есть что добавить или нашли ошибку? Пожалуйста, напишите об этом в комментарияхx
()
x
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта.
Понятно