В незапамятные времена название Милан произошло от Галльского названия Medioland (Медиоланд), что означает «Середина Земли». На достопримечательности Середины Земли точно стоит посмотреть хотя бы одним глазком, давайте не спеша прогуляемся по древним улочкам Милана.
Как известно, в I-м веке до н.э. Милан был завоёван Цезарем в результате галльских войн.
Вырезав всё галльское население и заселив его римскими гражданами, Цезарь не стал долго думать над новыми названиями, а просто оставил галльское, только на римский лад: «Медиоланум».
Видимо, Цезарю приглянулось выгодное стратегическое положение города: и в самом деле, находящегося посреди долины реки По, на пересечении торговых путей — как с севера на юг, так и с запада на восток Апеннинского полуострова.
Непосредственно Медиоланум находился на территории современного Кастелло Сфорцеско (Castello Sforzesco).
И вот перед нами предстает великолепное творение Антонио Аверулино (Antonio Averulino), известного под псевдонимом «Филарет».
Мы ещё вернёмся к эпохе Возрождения (эпоха, когда был выстроен современный замок).
- Первые века Медиоланума (Милана)
- Замок Кастелло, Испанский госпиталь и Микеланджело Буонарроти
- ЦерковьSanVittorealCorpoи Мавзолей последнего римского императора
- Замок Кова и крепостные стены Константина Великого
- Порто Романа
- Церковь святой Марии – жемчужина в короне Браманте
- Площадь Бизнеса
- Площадь Кордузио
- Площадь Торговцев – островок средневекового Милана
- Миланский Кафедральный Собор. Храм Юпитера
- Королевский Дворец. Пикассо и Герника
- Площадь делла Скала
- Шопинг в Милане. Квартал высокой моды
- Здание Ломбарда, артистический квартал и Пинакотека Бреда
- Форо Бонапарте – наиболее престижная часть Милана
Первые века Медиоланума (Милана)
На территории Медиоланда до V века до н.э. проживали, по всей видимости, племена лигуров. Возможно, культуры Лагоцца. На месте Кастелло археологи нашли следы поселения этой культуры или родственной ей.
Позднее, в V веке до н.э., галлы вторгаются на эти земли и называют этот оппидум (укреплённое место) Медиоланд.
Результаты археологических изысканий тех событий мы можем посмотреть в музее «Museo della Preistoria e Protoistoria», находящемся во внутренней крепости Кастелло.
Замок Кастелло, Испанский госпиталь и Микеланджело Буонарроти
Давайте пройдем во внутреннюю крепость Кастелло, где нашему взору предстаёт дворец Сфорцеско, в котором проживал и работал Леонардо да Винчи.
Там мы сможем полюбоваться на знаменитую роспись Sala della Asse (Зал Осей) и некоторые другие работы Мастера.
Далее, обязательно посетим «Испанский Госпиталь» (Spaniola Ospedale) – так называется здание бывшей опочивальни Сфорцеско во времена господства испанцев.
В госпитале находится гениальное и последнее произведение Микеланджело Буонарроти «La Pietá Rondondini».
Вокруг произведения расположены удобные скамейки, на которых можно, не торопясь, в полной мере насладиться гением.
Говорят, что в замке существует подземный проход в Домениканский Монастырь, где в церкви La Chiesa di Maria della Grazie находится знаменитая фреска Леонардо «L’Ultima cena» (Последний ужин), в русской традиции – «Тайная Вечеря».
Билеты лучше брать заранее по интернету, т.к. для сохранения микро-климата в помещения запускают не более 20 человек в час.
Фреска Леонардо находится в бывшей монашеской опочивальне.
В самой церкви мы насладимся средневековым убранством и роскошными саркофагами миланских герцогов из династии Сфорцеско.
Церковь San Vittore al Corpo и Мавзолей последнего римского императора
Выйдем из церкви и пройдем по улочке Zenali ( 250 м), а затем 100 метров по улице San Vittore, и мы видим церковь San Vittore Al Corpo, где находится Мавзолей последнего римского Императора Феодосия I Великого.
Феодосий Великий правил ещё единой Римской Империей.
В свое время император прославился следующим:
поскольку являлся наиболее христианским правителем (напомним о миланском эдикте 312 года Константина Великого, когда христианство стала государственной религией Римской Империи),
посчитал Олимпийские Игры (в 394 году) языческим проявлением и запретил их, разрушив Медиоландский Колизей.
После смерти императора именно из этих кирпичей и был возведен его Мавзолей и церковь Сан Витторе Аль Корпо.
Интересно, что напротив Людовико Моро из династии Сфорцеско построены мастерские для Леонардо да Винчи.
Сейчас это Музей Науки и Техники Леонардо, где хранятся его технические чертежи и иногда выставляются работы, выполненные по чертежам самого Леонардо.
Замок Кова и крепостные стены Константина Великого
Идем далее по улице Сан-Витторе, и слева замечаем дом в нео-средневековой стилистике, модной в начале XX века.
Это замок Кова (архитектора Альфредо Коппедэ, 1915 года постройки).
Далее пересекаем улицу Кардуччи и справа видим сторожевую башню и остатки крепостных стен Константина Великого, которые окружили разросшийся Медиоланум.
А чуть дальше – Католической Университет.
Но наша цель прямо – к Базилике Cвятого Амвросия (Sant’Ambrogio), построенного архитектором-гением эпохи Возрождения Донато Браманте.
Если мы направимся через Порто Тичинезе по проспекту Генуи (corso Genova), то увидим Генуэзские Ворота (Porto di Genova) и остатки стен испанских бастионов XVI века.
Правее Порто Дженовезе – средневековый речной порт (сейчас он на реконструкции) и три канала (Navigli), на которых находится огромное количество ресторанчиков.
Очень рекомендую посетить их этим вечером.
Порто Романа
Далее следуем налево, вдоль роскошных испанских развалин, и видим хорошо отреставрированные ворота, которые построил испанский король Филипп III в 1596 году к приезду его невесты Маргариты Австрийской-Стирии.
Испанцы возвели ещё пять однотипных ворот, но к нашему времени сохранились только эти.
«Порто Романа» нашли отображение в искусстве.
Есть фильм «Преступление у Порта Романа» и несколько баллад на миланском диалекте у Джорджио Габора и Нанни Звампа.
Продолжая движение по Виале Эмильо Кольдаре (viale Emilio Coldare) вдоль Испанских стен, не торопясь доходим до живописнейших развалин Арсенала (сейчас здесь культурное пространство), но мы вернёмся к Порто Романо…
Проходим по древней римской дороге (via Roma) и оказываемся на Piazza Missori (названа в честь генерала – помощника Гарибальди), где созерцаем памятник работы легендарного скульптора Рипамонти.
Справа обращаем внимание на колоритные остатки стен Императора Максимилиана.
Церковь святой Марии – жемчужина в короне Браманте
Но мы идём налево, по улочке Объединения (via dell’Unione), и встречаемся с церковью Святой Марии возле Святого Сатириуса (San Maria presso San Satiro).
Эти стены хорошо сохранились и были построены в V веке н.э. в ранневизантийском стиле, в XI к ним была пристроена колокольня. Людовико Моро поручил реконструировать церковь великому Браманте.
Очень рекомендую к посещению эту жемчужину в короне Браманте.
Продолжая движение по улице Монеты, замечаем хорошо сохранившиеся и музеефицированные остатки Форума Романо.
Площадь Бизнеса
А буквально через 200 метров попадаем на Площадь Бизнеса (Piazza Affari), где приютилось здание миланской Биржи.
Само здание было возведено на 12-м году режима фашистской Италии (по примеру Французской Революции итальянские фашисты тоже вели своё летоисчисление от фашистского переворота), то есть в 1932 году – построено из каррарского мрамора.
В римские времена здесь возвышался Миланский Римский Театр, который уничтожили по эдикту Феодосия Великого. Впоследствии император Максимилиан построил на этом месте себе дворец, который в 1162 году разрушил известный Фридрих Барбаросса.
В 2010 году была открыта скульптура Федерико Кателана (Federico Catelan) «Средний Палец» («Il Ditto Medio») – на тему известного итальянского жеста, обозначающего отсылку всех и вся в далёкое эротическое путешествие.
Эта скульптура известна акциями Гринпис, и, конечно, по сериалу Нетфликса «Бумажный дом».
Повернув направо, мы проходим дальше мимо центрального офиса «Итальянской Почты», сделанного в той же стилистике, что и Биржа.
А напротив встречаем суровое здание Центрального Банка Италии.
Надо заметить, что эти административные здания, построенные в фашистские времена, не выглядят единым ансамблем, хотя и созданы в единой стилистике.
Площадь Кордузио
Далее выходим на площадь Кордузио (piazza Cоrdusio).
Имя площади — исторически сложившееся: после оглушительного разгрома Милана Ост-готами в VI веке (в 572 году) лонгобарды, предводимые Альбойно, пришли на эти кирпичные руины. И Альбойно решил устроить на этом месте свой двор (De Curte Ducis).
С годами это название трансформировалось в сокращённое Кордузио. Сейчас площадь Кордузио застроенa в стиле «эклектика».
Левее, если посмотреть на улицу Данте, сразу замечаем башню Филарета замка Сфорцеско, а в начале улицы Данте – памятник Джузеппе Парни работы Бельтрами.
Давайте пойдем направо, по улице Торговцев (via Mercanti), где вдалеке виднеется Миланский Дуомо.
Площадь Торговцев – островок средневекового Милана
В Средние века это была площадь Торговцев, посреди площади – Рыбные Ряды (Pescateria), а напротив через улицу — Синьория (так написано на фронтоне).
Официальное же название Синьории «Дворец Юридических Консультаций» (Palazzo dei Giurоconsulti).
Здание было задумано и финансировалось миланским дворянином Джованни Анджело Медичи с благословения римского папы Пиo IV для размещения «Колледжа Благородных Докторов».
А построено было по проекту Винченцо Серени (Vicenzo Seregni) в 1562 году.
В годы II Мировой Войны здание сильно пострадало в результате американской бомбардировки и практически с нуля было восстановлено.
С другой стороны Рыбных Рядов мы замечаем средневековый колодец, а далее – типичное генуэзско-готическое здание (чередование белого каррарского мрамора и черного генуэзского), так называемая «Ложа Ози».
Это подарок семьи генуэзских доджей Дория на свадьбу Валентины Дория и миланского герцога Маттео Висконти в 1318 году.
В средневековье этот дворец назывался Дворцом Бухгалтеров (Palazzo Raggione), хотя это был дворец муниципальных дел.
В целом Площадь Торговцев — практически единственный кусочек средневекового Милана, который дожил до наших дней.
А благодаря плану инженера Беруто (Beruto) в 1884 году подвергся так называемой реконструкции по примеру парижского мэра Османа.
Например, из площади Торговцев проделали проход и получили улицу Торговцев. Хорошо хоть оставили Школу Палатино (Scuola Palatino) и Дом Нотариуса Паниногарола (Casa dei Paninogarola).
Миланский Кафедральный Собор. Храм Юпитера
Пройдем через «пролом» Беруто и выйдем на Площадь Дуомо, где и находится знаменитый миланский Кафедральный Собор.
Этому сооружению повезло, как и Кёльнскому Собору. Во времена II Мировой Войны американские лётчики использовали его в качестве ориентира, именно поэтому он не пострадал.
Подробно о самом Соборе можно прочитать здесь: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Миланский_собор
Настоятельно рекомендую посетить Дуомо, не только потому, что это второй в католическом мире по вместимости собор (после римского Петра и Павла – 10 000 человек), но и по значимости.
Ведь именно на этом месте находился храм Юпитера, где Константин Великий зачитал «миланский эдикт», согласно которому христианство признавалось государственной религией Римской Империи.
Остатки этого Храма, перестроенного, конечно, в христианскую церковь, мы увидим в «Музее сокровищ». Туда можно войти со стороны Королевского Дворца (Palazzo Reale), о котором я расскажу чуть позже.
Также рекомендую посетить крышу Дуомо . Вход с противоположной стороны от входа в «Музей Сокровищ», с проспекта Витторио Эмануэля II (corso Vittorio Emanuele Secondo). Вход на лифте — 7€, пешком — 4,5€.
Помимо великолепных миланских панорам вы несомненно восхититесь позолоченной миланской Мадонной, покровительницей и символом Милана (Madonna di Milano), а также 4300 скульптурами.
Перед Дуомо увидите памятник Объединителю Италии, Витторио Эмануэлю Второму, работы Эрколе Роза (1879) https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Памятник_Виктору_Эммануилу_II_(Милан)
Королевский Дворец. Пикассо и Герника
Возвращаясь к Королевскому Дворцу, хотел бы заметить, что не буду рассказывать о долгой и увлекательной истории зданий, находящихся на этом месте.
В современном виде Дворец построил Джузеппе Пьермарини в конце 18-го века. Дело в том, что на этом месте находился Театр Корте. Он сгорел полностью.
В 1773 Пьермарини начал новую постройку театра. А в 1776 году в почти уже построенном театре вновь произошёл пожар. Правда, выгорели только внутренние помещения.
Тот же Пьермарини начал заново восстанавливать здание, но уже в качестве резиденции австрийской императрицы Марии Терезы.
А театр решили построить на месте разрушенной церкви Санта Мария делла Скала.
В 1778 году по проекту того же Пьермарини работы были завершены.
Мы ещё вернемся к Театру Ла Скала.
А Королевский Дворец во время II Мировой войны был разрушен английской авиацией полностью, и, к сожалению, внутреннее убранство не было восстановлено, только наружные стены.
Интересный факт:
Пикассо впервые показал публике свою «Гернику » именно в этом дворце, предвидя в этом некий символизм.С тех пор по сей день Королевский Дворец используется в качестве выставочного комплекса.
Выйдя из Дуомо, справа мы увидим огромную арку. Это вход в Галерею Витторио Эманнуэля.
Подробнее о галерее здесь: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Галерея_Виктора_Эммануила_II
Площадь делла Скала
Выходим из галереи и оказываемся на площади делла Скала. В центре площади расположен монумент великому миланцу – Леонардо да Винчи – работы Пьетро Мани 1872 года.
Напротив Ла Скала находится Дворец Марино. Это генуэзский торговец чаем, который был назначен послом при дворе Людовико Сфорца . Благодаря близкой финансовой дружбе с испанским Карлом V он получил миланское гражданство и в 1563 году построил этот дворец по проекту Голеаццо Алесси.
Сейчас здесь резиденция мэра Милана. Про Ла Скала можно прочитать здесь: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ла_Скала
Шопинг в Милане. Квартал высокой моды
Если вы собирались в Милане на шопинг, то пройдите метров 400 по улице Алессандро Манзони (via Alessandro Manzoni) – он, кстати, на ней жил – и далее до Армани Отеля, затем поверните направо. Так вы окажетесь на улице Монтенаполеоне (via Montenapoleone).
Здесь начинается квартал высокой моды, где можно провести хоть целый день.
Я же предлагаю, вернувшись к Ла Скала, пройтись по улице Верди, где расположены всевозможные артистические кафешки с фотографиями оперных див.
Здание Ломбарда, артистический квартал и Пинакотека Бреда
Доходим до перекрестка с улицей Монте ди Пьетà (Monte Di Pietá в переводе на русский означает «ломбард») и видим мрачно-величественное здание самого Ломбарда. Сейчас здесь располагается Первый Ломбардский Банк.
Продолжаем двигаться, никуда не сворачивая, и попадаем на улицу Брера.
Здесь начинается артистический квартал. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Брера_(квартал_Милана)
И здесь же расположена знаменитая Пинакотека Бреда: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Пинакотека_Брера
Обычно туристы после посещения Пинакотеки прогуливаются по улице Светлых Цветов (via Fiori Chiari) и доходят до церкви Санта-Мария делла Кармuне (Santa Maria Del Carmine), архитектора Петро Антонио Солари (1446 год).
Форо Бонапарте – наиболее престижная часть Милана
И далее по улице Кузани (via Cusani) выходят на Форо Бонапарте и площадь Каироли (piazza Cairoli) , где находится монумент национальному итальянском герою Джузеппе Гарибальди, работы Ettore Ximenes (1895 год).
Форо Бонопарте (Foro Buonaparte) — наиболее престижная часть Милана, застроенная по плану Берута конца XIX века (мы говорили о нём выше).
По легенде первая идея застройки пустующих земель вокруг Замка принадлежала Наполеону, поэтому главную улицу назвали в честь него.
Вот мы и вернулись к башне Филарета. С этого места мы начинали нашу историческую прогулку по древностям Милана, здесь мы ее и завершим.
С площади Каироли нам снова открывается прекрасный вид на Замок Сфорцеско и, конечно, великолепная открыточная панорама на Башню Филарета.