Шрифт — это важная часть любого дизайна. Будь то сайт, упаковка, плакат, буклет или даже одежда. Шрифт определяет то, насколько хорошо будет читаться текст и насколько быстро читатель будет воспринимать информацию. Как правильно его выбрать в зависимости от цели, какие бывают типы шрифтов и в каких случаях они используются, как подобрать шрифт под образ бренда — расскажу в этой статье.
Когда я только поступила в университет на специальность “дизайн рекламы”, у нас появился предмет “Шрифт”. Конечно, мы начали с самых простых упражнений, которые помогают поставить руку, сделать ее твердой и уверенной. И постепенно шли к изучению непосредственно шрифтов и всей специфики этой темы. Если вам будет интересно изучить азы создания шрифтов, я посвящу этому отдельную статью.
Уже прошло несколько лет обучения, и я могу систематизировать свои знания и подробнее рассказать о шрифтах в дизайне и о том, как их использовать.
- Основные типы шрифтов
- Прямые и вытянутые по вертикали шрифты
- Квадратные шрифты
- Круглые и округлые шрифты
- Курсивный шрифт
- Простой шрифт без засечек
- Тонкий шрифт с засечками
- Леттеринг
- Декоративный шрифт
- Имитация рукописного шрифта
- Образ бренда
- Что учитывать при подборе шрифта
- Заглавные буквы
- Строчные буквы
- Каллиграфия
Основные типы шрифтов
Прямые и вытянутые по вертикали шрифты
Это, пожалуй, самый распространенный вид, который можно встретить абсолютно везде. Этот шрифт считается универсальным и спокойным. Поэтому, если вам нужно выдержать нейтральный деловой тон — смело выбирайте именно такой.
Правда здесь есть одно “но”. Такой шрифт будет абсолютно неуместным в дизайне ярких и кричащих товаров. Он будет смотреться очень скучно и не вызывать нужных эмоций у клиента.
Приведу пример.
Такую ошибку я встречаю повсеместно с самого детства. Пока я не знала обо всех особенностях и тонкостях использования шрифтов, я не могла понять, почему дизайн тех или иных упаковок и плакатов мне не нравится.
Я говорю сейчас о цирковых афишах. Как же много таких плакатов. Они обычно яркие, красочные с интересными рисунками, но текст всегда как бы неуместен.
И это неудивительно, ведь они используют прямой слегка вытянутый шрифт.
Конечно, не во всех случаях это плохо. Ведь если его правильно обыграть с помощью цвета и текстуры, получится отлично.
Но чаще всего текст напечатан белыми буквами на весь плакат. Ниже приведу пример хорошего шрифтового исполнения циркового плаката и плохого.
Квадратные шрифты
Думаю, вы часто замечали, что в газетах, журналах, плакатах и объявлениях для выделения важной информации используются именно такие шрифты.
Мы сразу же невольно обращаем на этот фрагмент текста внимание, чтобы не упустить ничего важного.
Такой шрифт используют в дизайне рекламы или упаковки серьезные компании: строительные, промышленные, химические и другие.
Использование такого шрифта сразу подчеркивает не только деловой тон, но и надежность и основательность. У клиента на подсознательном уровне возникает доверительное отношение к этому дизайну.
Круглые и округлые шрифты
А это уже полная противоположность предыдущему примеру. В округлых шрифтах сразу же улавливаются мягкость, нежность, спокойствие, притягательный комфорт.
Я ассоциирую такие шрифты с облаком, в котором хочется раствориться. Это очень добрый шрифт.
Слово, которое будет написано таким шрифтом, воспринимается человеком очень лояльно. Именно поэтому округлые линии используются в дизайне товаров для детей. Думаю, вы сразу вспомнили детское питание “Тема” или “Агуша”.
Курсивный шрифт
Такие шрифты очень легкие и тонкие.
Думаю, вы обращали внимание, что в рекламе и логотипах различных парикмахерских и салонов красоты используется курсив. С одной стороны — это отличный способ подчеркнуть чувственность, женственность и легкость, а с другой — это заезженный штамп, которым старается пренебречь современный мир дизайна.
Однако в типографике (журналы, книги, газеты, афиши) это очень выигрышный вариант. Таки шрифтом пишутся отступления или какие-то примечания.
Как правило, таким образом читателю дается передышка, чтобы ему легче было усваивать информацию и выделять для себя логические блоки текста.
Простой шрифт без засечек
Самый актуальный и трендовый на данный момент. Весь современный дизайн поглощен этим шрифтом. И не удивительно. Ведь это беспроигрышный вариант.
Простота, лаконичность и легкость — вот что интересно потребителю в 2019 году.
Дело в том, что современный мир — свалка хорошей и плохой текстовой, визуальной и прочей информации, которую нашему мозгу уже очень сложно воспринимать.
Мы так перенасыщены всевозможными изощрениями в дизайне, что нам хочется простоты восприятия.
И это, наверное, было моим первым открытием после начала изучения этой темы. Я так была сыта причудливыми завитками и прочими изысками, что мне хотелось спрятаться там, где будет приятно и просто.
Кстати, именно так к нам пришел минимализм.
Тонкий шрифт с засечками
Это также стандартный шрифт, который используется повсеместно. Я бы даже сказала, что это некий эталон и идеал.
Кстати, многие дизайнеры пользуются принципом: не знаешь какой шрифт использовать — лепи тонкий с засечкам.
Именно благодаря таким “умникам”, которые не понимают, где и что уместно, такой вариант стал считаться моветоном в дизайне, к сожалению.
Например я очень люблю этот шрифт. Я чувствую в нем грацию, элегантность, благородство.
Такие шрифты применяются в оформлении документов, типографике и дизайне упаковок или виртуальной среды, если речь идет о чем-то деловом, в чем чувствуется стать.
Для дизайна чего-то экзотического или экстравагантного лучше выбрать что-нибудь другое.
Леттеринг
Несколько лет назад он буквально выстрелил и начал использоваться всеми. Почему же он так пришелся всем “по вкусу”?
Леттеринг — это та же каллиграфия, умение красиво и аккуратно нарисовать стилизованные буквы. Обычно это выполняется пером на бумаге, что невольно отсылает наше сознание к изысканному 17-18 веку.
Таким образом, леттеринг дает ощущение не только чего-то изысканного, но и подлинного, неповторимого, самобытного. Скажем так, это “элита” и “стать” шрифтов.
Особенно выигрышно такой прием смотрится на крафтовой состаренной бумаге. Но нужно отметить, леттеринг не подойдет для оформления плакатов, баннеров и афиш, потому что он плохо читается.
Декоративный шрифт
Это один из самых сложных и интересных видов шрифтов.
Почему самый интересный? Потому что там можно дать волю своей фантазии и позволить ей разгуляться.
Мы можем передать характер слова. Например для слова “пушистый” нарисовать лохматый шрифт с ворсинками, который так будет хотеться потрогать.
Почему самый сложный? Потому что нужно не только уметь уловить характер слова или дизайна, но и воплотить это так, чтобы не переборщить с декоративными элементами и не “убить” слово.
Иначе оно может плохо читаться, что не есть хорошо.
Яркий пример таких шрифтов — обычные уличные граффити.
Имитация рукописного шрифта
И здесь не нужно путать с леттерингом. Леттеринг — каллиграфия, а рукописный текст все же немного другое.
Вспомните, когда вы на листке случайно пишите быстро, неаккуратно одно слово, но оно получается таким необычным, динамичным и интересным. Или ребенок выводит старательно свои первые буквы, в этом тоже есть свой шарм.
Это и есть имитация рукописных шрифтов. Они часто используются в товарах для детей, чтобы как бы подчеркнуть что-то детское, неуклюжее, как будто это своей рукой написал ребенок.
Также они применяются в упаковках и рекламе экопродуктов. Это тоже подчеркивает натуральность, отсутствие каких-то технических и прочих вмешательств.
Образ бренда
Что учитывать при подборе шрифта
Прежде, чем приступать к работе с дизайном, необходимо продумать образ бренда. Это позволит задать настроение и тон дальнейшей работы, а также продумать, какие нужно выстроить отношения с вашим потребителем.
Итак, чтобы грамотно подобрать шрифт, нужно определить портрет клиента, вашу целевую аудиторию.
Потому что грамотно подобранный шрифт может повлиять на то, как будет восприниматься человеком. И здесь перед нами стоит две задачи:
- Понять, какой человек будет заходить на сайт или покупать продукт. И здесь я определяю пол, возраст, интересы, социальный статус, материальное положение, интересы, регион проживания.
Все это позволит понять, в каком направлении нужно двигаться и как преподносить информацию покупателю. - Определить боли и потребности клиента, выразить их в своем дизайне.
Знаю, звучит страшно. Но сейчас вам все станет понятно, когда я объясню, как же задавать тон бренду и “общаться” с помощью дизайна с клиентом.
Заглавные буквы
Думаю, вы не один раз встречали упаковки, журналы, логотипы, сайты и даже одежду, где основной текст был выполнен ТОЛЬКО ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ.
Несложно догадаться, что такой прием используется, чтобы подчеркнуть важность и серьезность информации или бренда. Это показатель того, что такой продукт элитный, только для особенных людей.
И здесь срабатывает психология. Причем это происходит у нас на подсознательном уровне. Мы хотим быть частью чего-то великого и глобального, хотим выделяться и быть особенными.
Кстати, такой прием часто используется в маркетинге и рекламе.
Уже ни секрет, что высокие цены не только не пугают людей, а даже привлекают. Конечно, это последствия сложившихся отношений в обществе, где каждый пытается выделиться и показать, что он живет не хуже, чем другие.
Именно поэтому, когда какой-то товар преподносится как эксклюзивный, лимитированный и очень престижный, высокий ценник не испугает, а наоборот привлечет клиента.
Потому что на подсознательном уровне мы хотим обладать чем-то особенным, чего нет у других.
Строчные буквы
Маленькие буквы наоборот воспринимаются, как что-то доступное и универсальное. Этот прием позволяет вам приблизиться к своему покупателю, к народу, при этом не выпячивая все достоинства вашего продукта. Конечно, это не может не вызывать доверия и лояльности.
Более того, такая вариация написания не отпугивает клиента, а позволяет подойти поближе, взять, покрутить и посмотреть (если это касается материального предмета). Поэтому если вы делаете что-то для народа, лучше применить скромные строчные буквы, потому что помпезность и излишняя грациозность напугает такого покупателя.
Опять же, все зависит от вашей целевой аудитории. Именно поэтому прежде, чем продумывать дизайн и выбирать шрифт, нужно четко и ясно определиться с тем, для кого ваш товар.
Каллиграфия
Я уже упоминала выше, что рукописный текст воспринимается как что-то аутентичное и премиальное. Часто дизайнеры используют такой прием, если нужно отразить уникальность и эксклюзивность вещи.
Такой эффект достигается благодаря ощущению, что каждая буква выведена лично представителем бренда.
Этот прием можно сравнить с раздачей автографов. Ведь когда проводятся встречи со знаменитыми людьми, далеко не все могут получить от них заветную подпись. Поэтому те, у кого есть автограф знаменитости, считаются счастливчиками.
Какие бы вы шрифты не выбрали, помните, что они должны создавать образ и передавать настроение бренда. Именно с помощью текста мы общаемся с нашими клиентами, и именно от нас зависит, как они будут воспринимать информацию.
А что вы думаете о современном дизайне? Может у вас есть опыт в работе со шрифтами?
Поделитесь своими историями в комментариях.